Восточный, энергетический

Целый букет соглашений с партнерами, «круглый стол» по энергетике, презентация уникальных по масштабу инвестиционных проектов – таковы итоги участия группы РусГидро в работе Восточного экономического форума.

В начале сентября Владивосток, ново­испеченный свободный порт и тихоокеанская столица России, принимал участников первого Восточного экономического форума (ВЭФ). Местом для столь солидного мероприятия, проводимого, кстати, по указу Президента РФ Владимира Путина, город стал не случайно: еще к саммиту АТЭС-2012 на острове Русском была создана вся необходимая инфраструктура (ныне являющаяся кампусом Дальневосточного федерального университета). Так что презентовать российский Дальний Восток инвесторам из стран АТР логично было именно здесь, в современных аудиториях ДВФУ с видом на Японское море.

ВЭФ явно можно считать удавшимся и плодотворным. Во-первых, из-за огромного интереса, проявленного к мероприя­тию. По данным оргкомитета, заявок на участие в ВЭФ пришло около 4 тысяч, в том числе порядка 1,5 тысячи – из-за рубежа. В итоге к участию в форуме были допущены 2,5 тысячи человек, и оргкомитету пришлось очень постараться, чтобы никого не обидеть. Крупнейшими по составу из официальных иностранных делегаций стали группы представителей ключевых стран АТР – ­Китая, Южной Кореи и Японии. Делегации ­Китая, Камбоджи и Вьетнама возглавляли ­вице-премьеры правительств этих стран. Были аккредитованы 660 журналистов.

Во-вторых, по итогам первого ВЭФ было подписано более 80 различных по масштабу и степени конкретики соглашений, суммарно оцененных в сумму свыше 1,3 трлн ­рублей, что в общем и целом подтвердило: интерес к Дальнему Востоку со стороны стран АТР – на пике, государственная политика и внимание федерального центра к макрорегиону – в тренде, а личное участие Владимира Путина в пленарном заседании – в фокусе мирового внимания.

Партнерами группы РусГидро по проектам развития энергетики ДВ могут стать

5 компаний Японии и США.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ

Для группы РусГидро Дальний Восток уже давно стратегически важный регион. Идет интенсивное сооружение Нижне-Бурейской ГЭС в Амурской области и Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области, строятся четыре ТЭС в Благовещенске, Якутске, Советской Гавани и на Сахалине, на которые компании было выделено из госбюджета 50 млрд рублей. Возводится ТЭЦ «Восточная» в г. Владивостоке. И в целом активность группы на этих территориях будет только расти – так, в ближайшие два года объем инвестиций госхолдинга в энергетическую инфраструктуру макрорегиона может превысить 1 млрд долларов. А потому широкое участие представителей компании в различных мероприятиях форума, а также подписание на его полях целого букета различных соглашений выглядело вполне закономерно. К тому же РусГидро выступало и одним из главных партнеров ВЭФ.

Ключевым в этом плане стал «круглый стол» «Развитие энергетики – основа социально-экономического развития Дальнего Востока». Пафос, считываемый в названии, не лишен оснований: так, Минвостокразвития РФ прогнозирует, что к 2025 году потребление электро­энергии на территориях ДФО может вырасти с нынешнего уровня в 32 млрд кВт.ч до 79 млрд кВт.ч в год. У дальневосточной «дочки» Рус­Гидро – ПАО «РАО ЭС Востока» – пока что более осторожные прогнозы: по ­генерации – 25% к 2025 году. В планах компании – возведение 4,4 ГВт новой мощности, основная часть вводов которой, правда, – а это около 2,5 ГВт! – нужна для замещения выбывающих объемов генерации.

Развитие энергетики ДФО требует колоссальных инвестиций: по расчетам группы Рус­Гидро, их суммарный размер может превысить 700 млрд рублей, из которых порядка 630 млрд нужны только для объектов РАО ЭС Востока. Даже если суммы и придется корректировать, то вряд ли в сторону снижения. Ведь буквально за этот год на Дальнем Востоке как на дрожжах выросли потенциальные точки роста потребления – речь прежде всего о девяти территориях опережающего развития (ТОР), которые правительство РФ и презентовало в рамках ВЭФ иностранным инвесторам. 

Перспективный спрос по ним уже превышает 350 МВт, но это явно цветочки – большинство ТОР еще не оценивали свои потребности в электрической и тепловой энергии. Кроме того, спрос будут формировать и другие «точки роста» – от свободного порта Владивосток до ряда инвестиционных проектов, получающих адресную поддержку из федерального бюджета. Энергетикам, уверен замглавы Минвостокразвития РФ Александр Осипов, нужно уже сейчас ускорять программы развития, иначе некоторым инвесторам придется строить собственную локальную генерацию.

На «круглом столе» как раз и обсуждалось, за счет чего будет обеспечен этот рост. Нельзя сказать, что от участников дискуссии прозвучали откровения – проблемы, сдерживающие развитие энергетики Дальнего Востока, давно и хорошо известны. Евгений Дод, в дни форума еще возглавлявший РусГидро, в очередной раз озвучил тему долгосрочных тарифов: «Нынешняя модель не дает энергетикам возможности развиваться, а нашим потребителям – строить долгосрочные прогнозы по цене на наш товар: электроэнергию и мощность». Выход – не только смена тарифной модели, но и упор на долго­срочные контракты, особенно с крупными энергоемкими потребителями. Этот подход РусГидро уже использует, например, при строительстве Нижне-Бурейской ГЭС – весь объем выработки этой станции, ввод в эксплуатацию которой запланирован на 2016 год, уже так или иначе подтвержден потенциальными потребителями, например космодромом Восточный и т. д.

Самой же важной частью «круглого стола» стало обсуждение роли государства в финансировании развития энергетики Дальнего Востока. Тема вышла даже спорной. Так, генеральный директор РАО ЭС Востока Сергей Толстогузов уверял, что энергообъекты в ДФО порой нужно строить впрок, иначе никакой инвестор за большинство потенциальных «точек роста» просто физически не сможет взяться. А такое строительство – задача государства. Однако замглавы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко упирал на то, что государство больше рассчитывает на создание долгосрочной системы взаи­моотношений между энергетиками и потребителями. «Обе стороны должны достаточно четко представлять, во что все это дело выльется с точки зрения денег. Задача энергетиков как некой обеспечивающей отрасли – постараться сделать так, чтобы обеспечение потребителей было осуществлено самым разумным и экономически эффективным способом. Чтобы не строились излишние объекты, чтобы их содержание не висело потом на существующих потребителях или на бюджетах». Правда, и Кравченко в итоге согласился, что участие государства может быть определяющим «там, где действительно существует необходимость подобного рода действия – например, в изолированных районах».

РусГидро и РАО ЭС Востока заключили 10 соглашений энергетики ДВ.

Итоги дискуссии вышли двоякими. ВЭФ, конечно, не площадка для радикального решения застарелых проблем. Но для их очередного озвучивания вполне подходящее место. И хотя конкретных решений по итогам «круглого стола» принято не было, все же почва для смены «правил игры» в дальневосточной энергетике была в очередной раз обильно удобрена предложениями. «Сегодня мы видим будущее Дальнего Востока как одного из ключевых центров социально-экономического развития всей страны, который должен быть эффективно интегрирован в развивающийся АТР в целом. При этом подъем экономики и инфраструктуры, формирование здесь новых производств и рабочих мест – это главная цель, для достижения которой мы работаем», – подтвердил главный вектор в своем выступлении перед участниками ВЭФ Владимир Путин. Добавив, что «здесь, на Дальнем Востоке, должны быть конкурентными все базовые условия для ведения бизнеса: доступ к финансовым ресурсам, административные процедуры, транспортные и энергетические тарифы». А потому, по словам главы государства, уже «в рамках текущего бюджета необходимо подготовить конкретные меры, которые должны снизить транспортные и энергетические издержки бизнеса на Дальнем Востоке. Нужно предложить и утвердить привлекательные для потребителей, инвесторов тарифы на электро­энергию по каждому региону».

ДОГОВОРИЛИСЬ С ВТБ И РОСНАНО

Традиционно любой экономический форум становится и площадкой для подписания различных соглашений. Для группы РусГидро ВЭФ вышел весьма плодотворным. Ключевым, естественно, является соглашение с банком ВТБ. Ранее уже озвученные параметры уникальной финансовой сделки не изменились – ВТБ выкупит допэмиссию РусГидро на 85 млрд руб­лей с заключением пятилетнего форвардного ­контракта и получит до 20% акций госхолдинга. Средства пойдут на рефинансирование кредитного портфеля РАО ЭС Востока, повышение инвестиционной привлекательности Рус­Гидро и поиск для нее стратегических инвесторов. От сделки с ВТБ прежде всего выиграет дальневосточный холдинг, кредитный портфель которого по состоянию на 1 июля текущего года превысил 87,92 млрд рублей. Значительная часть этой суммы (около 39,9 млрд рублей) была накоплена предприятиями РАО ЕЭС России еще до создания РАО ЭС Востока, а потом, с 2008 года, перешла холдингу «по наследству». Такие долговые обязательства – на фоне тотального тарифного госрегулирования энергетики Дальнего Востока и практически полного отсутствия в отрасли механизмов возврата инвестиций – существенно сдерживают возможности компании. Очевидно, теперь эта проблема будет снята, хотя бы частично.

Еще одним важным шагом стоит назвать создание совместного с Роснано инвестиционного фонда. Он будет по-своему уникален прежде всего из-за выбранной юридической формы – инвестиционного товарищества. В капитал фонда партнеры на первом этапе вложат по 2,4 млрд рублей. Госкорпорация сформирует перечень потенциальных проектов для инвестирования, которые затем передаст для софинансирования в Фонд развития Дальнего Востока. «Мы первые, кто создал в России такое инвестиционное товарищество. Для Дальнего Востока это событие имеет принципиальное значение. Мы получаем новый мультипликатор роста в виде такого финансового инструмента, новые инвестиции в энергетику и смежные отрасли», – заявил на церемонии подписания соглашения Евгений Дод.

ГЭС В ДАГЕСТАНЕ И, ВОЗМОЖНО, В ПРИМОРЬЕ

Особняком стоит соглашение с южнокорейской компанией K-water (в рамках уже заключенного в начале года меморандума о сотрудничестве). Навскидку оно не имеет никакого отношения к Дальнем Востоку – в соглашении прописано, что компании займутся совместным исследованием гидроэнергетического потенциала Рес­публики Дагестан. Итоги этой работы в дальнейшем могут лечь в основу уже конкретных инвестиционных проектов по строительству в этом регионе, энергосистема которого практически полностью построена на гидрогенерации, новых ГЭС. «Недавно мы там построили Гоцатлинскую ГЭС, на реке Аварское Койсу, и хотим использовать эту реку в третий раз. Второй проект, который пока только обсуждается, – это река Самур, которая протекает между Дагестаном и Азербайджаном», – при­открыл тайны сотрудничества с южнокорейским партнером первый заместитель генерального директора – статс-секретарь ПАО «РусГидро» Сергей Цой.

Для координации деятельности инжиниринговых и проектных организаций, которые будут привлекаться для исследования и оценки гидроэнергетического потенциала Дагестана, стороны создадут рабочую группу. И одной из ее задач станет также проработка возможностей формирования Приморского энерговодохозяйственного комплекса (ПЭВК). О таком масштабном проекте в РусГидро ранее не заявляли. В рамках ПЭВК возможно строительство ГАЭС в 45 км от Владивостока, ГЭС на реке Раздольной, а также канала между Владивостокским морским и Хабаровским речным торговыми портами. Это позволит сократить водный путь от Владивостока до Хабаровска с 2400 до 800 км и осуществлять устойчивый грузооборот между этими городами, защитит от наводнений прилегающие территории, повысит надежность работы ОЭС Востока и будет способствовать расширению возможностей экспорта электроэнергии в Китай. Вероятно, именно поэтому партнером проекта и станет K-water – эта компания имеет огромный опыт проектирования и строительства каналов.

Еще одно подписанное РусГидро в рамках ВЭФ соглашение носит сугубо прикладной характер. Так, компания «РусГидро Башкортостан Эффективность» (на 51% принадлежит Рус­Гидро, остальное – республиканскому АО «Регио­нальный фонд») анонсировала проект строительства на территории ТОР «Хабаровск» завода по производству изделий из композитных материалов – труб для тепло- и водоснабжения, шпунтов для берегоукрепления для защиты от наводнений. Размер инвестиций в проект на первом этапе составит 270 млн рублей.

ВИЭ-ПАРТНЕРСТВО И КОГЕНЕРАЦИЯ

Дальневосточная «дочка» РусГидро – ПАО «РАО ЭС Востока» в рамках ВЭФ также фиксировало договоренности с партнерами. Во-первых, в сфере альтернативной энергетики. Как известно, комплексная программа РАО ЭС Востока по внедрению технологий возобновляемой энергетики в ДФО предполагает строительство 178 объектов ВИЭ суммарной мощностью 146 МВт. Соглашение с японской Komaihaltec подтверждает планы по созданию ветропарка мощностью 1 МВт в поселке Тикси Булунского улуса Якутии. Уникальность проекта в том, что там будут использованы накопители электроэнергии – впервые на Дальнем Востоке! А меморандумом о намерениях с американской General Electric прописано использование в проектах ВИЭ-генерации гибридных систем. Сегодня РАО ЭС Востока управляет более 160 ДЭС в изолированных районах Дальнего Востока, и зачастую модернизация таких станций идет по пути совмещения дизеля с солнечными или ветряными установками. «Сегодня мы не можем полностью заместить дизельную энергетику возобновляемыми источниками генерации. И солнце, и ветер позволяют только сэкономить на использовании дорогостоящего топ­лива – как правило, до 30% от объемов дизеля. Поэтому пока мы идем по пути строи­тельства гибридов, но следующий шаг – это накопители энергии», – заявил на церемонии подписания соглашения с Komaihaltec гендиректор РАО ЭС Востока Сергей Толстогузов.

Второй блок – из сферы традиционной энергетики. Вместе с японской Kawasaki Heavy Industries компания собирается построить газотурбинные мини-ТЭЦ в Артеме и Владивостоке. Это будут пилотные проекты, которые в холдинге рассчитывают использовать и в качестве презентационных: в тепловой энергетике Дальнего Востока РАО ЭС Востока делит рынок с массой муниципальных и частных предприятий, эксплуатирующих неэффективные котельные. В перспективе их можно перестраивать в мини-ТЭЦ. Технологий для этого в мире немало, но в РАО ЭС Востока верят в потенциал ГТУ и рассчитывают, что японский партнер в будущем дойдет и до локализации производства своих турбин на Дальнем Востоке.

В этом же блоке – соглашение с Хэйлунцзянским энергомашиностроительным альянсом «Амур Энерго-Строй Альянс», в котором прописана возможность строительства Уссурийской ТЭЦ в Приморье. Проект входит в список приоритетных в Программе перспективного развития РАО ЭС Востока и обладает большим экспортным потенциалом: при условии прокладки ЛЭП с новой ТЭЦ можно будет наладить поставки в приграничный район КНР.

О КАДРАХ ДУМАТЬ ЗАРАНЕЕ

Обсуждался на ВЭФ и вопрос кадров. В этой сфере у РусГидро наработаны различные технологии корпоративного образования. Директор департамента по управлению персоналом и организационному развитию компании Вадим Галка, выступая на дополнительной сессии – Конференции по образованию АТЭС в рамках ВЭФ, рассказал об уникальной программе опережающего развития кадрового потенциала «От Новой школы к рабочему месту» – о том, как в РусГидро ведется работа по развитию кадрового потенциала, о реализации системы «корпоративных лифтов», а также об институциональной среде по подготовке на базе вузов, техникумов, учебно-производственных центров компании (УПИЦ), об использовании современных технологий обучения и тренажерах для профессионалов-­энергетиков. Особое внимание было уделено результатам: как были достигнуты показатели по росту конкурса и качеству абитуриентов в вузах при поступлении на профильную специальность, какие обучающие площадки создаются в регионах и как они влияют на качество специалистов и их удержание.

Общий итог работы участников конференции – формирование единого представления о необходимом для Дальнего Востока рынке труда, базирующемся на анализе объективных тенденций развития экономики АТЭС. Были определены новые требования к системам образования и выявлены навыки и компетенции, необходимые для подготовки по ключевым профессиям.