Вестник РусГидро









Родом из Анди

Согласно исследованиям лингвистов, в Дагестане говорят на 32 самостоятельных языках, причем 25 из них владеет всего несколько тысяч или даже сотен человек. В рамках проекта «Культурный код», в котором работники Группы рассказывают о своих корнях, мы попросили Загру Чупалаеву, юрисконсульта Дагестанского филиала, рассказать о культуре и традициях андийцев.

Корни – в «бронзе»

Загра Чупалаева хорошо знакома с историей своего народа. Когда приезжают гости, она знакомит их с родным краем и его прошлым.

Андийцы проживают преимущественно в высокогорном Ботлихском районе Дагестана. Мы – одни из древнейших народов республики, наши предки появились в регионе еще в бронзовом веке. Все детство я и сестры провели у бабушек в селах Ботлих и Анди. Наша семья уже много лет живет в городе, но хотя бы раз в год ездим в родовое гнездо – чаще всего на праздник разговения Ураза-Байрам.

У нас сложный язык. Он входит в иберийско-кавказскую семью, аваро-андоцезскую группу. Андийский язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма раньше использовали арабский, а сейчас русский алфавиты. Я не знаю языка в совершенстве и использую его все реже, но очень люблю слушать разговоры родителей и других старших родственников, которые по-прежнему чтят родную речь. Хорошо знаю историю своих предков. Как и все дагестанцы, мы придаем этому большое значение, поэтому обязательно познакомлю свою дочь с историей рода.

От непогоды и кинжала

 

КСТАТИ

Для изготовления бурок специально разводят андийских овец. Это грубошерстная порода, выносливая и еще очень продуктивная – она дает много молока и мяса. Андийских овец легко отличить по длинной шерсти, достающей до земли.

Саид Царнаев/РИА Новости

У представительниц андийского этноса оригинальный костюм: туникообразное длинное платье на кокетке, шаровары и головной убор «чохто» – прямоугольный чепец высотой 20 см, туго набитый шерстью, с выступами по углам. Раньше чепец покрывали белой шелковой тканью «кIази»*, которая свисала по спине. Теперь накидывают платок. Мы с сестрами любили наряжаться в эти костюмы. Сейчас их практически не носят, если только по праздникам.

Основное ремесло андийцев – изготовление бурок. Традиционная андийская бурка – символ горцев Кавказа. О ней писали Пушкин и Лермонтов, а Василий Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в элемент национальной андийской одежды. Особенность бурки – в особом способе валяния, состоящем из 15 последовательных этапов. Большую часть работы по изготовлению выполняли женщины, причем вручную. А вот красили и продавали исключительно мужчины. Андийские бурки долгое время были востребованным товаром в горах. Бабушка рассказывала, что бурки защищали воинов от ударов кинжала и даже пуль, заменяя собой доспехи. Бурочный промысел приносил андийцам большую прибыль, благодаря чему они жили в достатке.

Помимо изготовления бурок андийцы занимались солеварением. Солью, добытой в природных источниках, снабжали весь западный Дагестан и горную Чечню.

* Двойная буква kI служит для обозначения специфического небного произношения буквы «к».

Полуночный обряд

СПРАВКА

Андийцы – крупнейшая из малочисленных народностей Дагестана. В настоящее время насчитывают порядка 30 тыс. представителей этноса. Впервые упоминания об андийцах встречаются в IX в. до н.э. в надписях ассирийского царя Саргона II и у античных авторов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной Дагестанской АССР РСФСР. 11 андийских поселений расположены на северо-западе Дагестана вблизи Чечни. Андийцы селились общинами («джамаатами»), в состав которых входили несколько крупных родов, объединенных по происхождению и кровными связями по отцовской линии. Внутри родов жили семьями, состоящими из двух-трех поколений. Эту этническую группу отличает склонность к торговле, предпринимательству, но при этом и воинственный характер. Исповедуют ислам. Говорят на андийском языке.

У андийцев принято создавать браки внутри своего тухума («тухум» – это родственная община, объединяющая восходящие, нисходящие и побочные родственные линии мужского рода) и не принято играть свадьбы. Буквально несколько лет назад городские жители начали проводить торжественные бракосочетания, но чаще всего невесту просто забирают из дома родителей. Разумеется, гостей встречают, кормят, молодым дарят подарки, но пышных празднеств не устраивают. Но свои свадебные обычаи есть.

Анди – самое крупное поселение андийцев. В селе более 1 тыс. домов и 6,5 тыс. жителей. Фото Елены Юнес

Например, невесту в дом жениха всегда забирают в полночь и ведут не прямой дорогой, а окольными путями, чтобы ее никто не увидел (и не сглазил!). Только на третий день жена выходит с красивым кувшином за водой, но не одна, а со свекровью, золовками или сестрами. До этого ее может видеть только супруг. Женщин у нас очень берегут и ценят. Но при этом считается плохой приметой, если женщина переходит дорогу перед мужчиной. Еще у нас говорят: «Хочешь жениться на девушке – посмотри на ее мать» или «Красивая жена пусть будет по соседству, а дома – хорошая».

Типичная архитектура горского дома. Фото Елены Юнес

Чудный край

Чуду – национальное блюдо Дагестана. Это тонкие лепешки с начинкой, обжаренные на сухой сковороде. Обильно смазывают маслом уже готовые лепешки. Фото этноресторана-музея на LERMONTOVA, Махачкала

Наше национальное блюдо – андийское чуду. Это лепешка из тонко раскатанного теста с начинкой из творога, сыра и картофеля. Чуду широко распространено в Дагестане, но андийский вариант более нежный благодаря особому рецепту теста. Еще вкуснее, если творожная составляющая чуду сделана из молока андийской овцы.

Я бы хотела знать и уметь столько же, сколько знали и умели мои бабушки и прабабушки. Но в современном мире тяжело постоянно поддерживать связь с прошлым. Благодаря развитию туризма в Дагестане мы стали больше ценить свою самобытность, чаще вспоминать о корнях. Каждый раз, когда приезжают гости, я показываю им свой край и рассказываю его историю. Уверена, это поможет нам еще надолго сохранить нашу богатую культуру и уникальность.

Если вы являетесь представителем коренной народности и хотите рассказать о ней на страницах «Вестника», напишите в редакцию на электронный адрес info@v-rh.ru.