И овцы целы

Плотины часто используют как мостовые переправы через реки – по ним прокладывают железнодорожные пути, автодороги и пешеходные маршруты. Плотина Чиркейской ГЭС уникальна по многим параметрам, и вот еще один удивительный факт: каждый год по ее гребню проходят десятки тысяч овец.

КСТАТИ

C 2021 года Чиркейская ГЭС открыта для посещения в составе организованных туристических групп. Ознакомиться с правилами посещения и записаться на экскурсию можно на сайте visit.rushydro.ru

Самая мощная станция Северного Кавказа вносит свою лепту в сохранение традиционного уклада жизни в горах Дагестана.

В республике исторически развито отгонное животноводство. Каждую весну стада овец перегоняются в горы, на альпийские поля, богатые сочной травой. Осенью проделывают обратный путь в кошары (место для содержания овец на равнине) – на зимовку. Такая миграция нужна для восстановления растительности на пастбищах – во избежание опустынивания земель. Маршрут перегонов определен давней практикой и почти не меняется десятилетиями.

Плотина Чиркейской ГЭС – единственное гидро­техническое сооружение на Кавказе, которое является таким коридором на пути перегона скота. Несколько раз в год кучерявый караван нарушает тишину размеренной, регламентированной жизни гидроэлектростанции. Увидеть, как густая масса овец словно течет по гребню изящно изогнутой арки высотой 232 м, можно в начале лета или в конце осени, но никто не даст точных дат заранее.

Как говорит президент Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана Абдурахман Абуриков, поголовье скота перегоняют отарами в течение двух недель. В одной отаре могут быть от 1,5 до 3 тыс. овец, в общей сложности за сезон плотину пересекают 30 тыс. животных.

«Транспортными услугами» станции для пере­гона овец пользуются жители близлежащих населенных пунктов. Почему используют именно этот путь? Дело в том, что овец нельзя направить на любую территорию в горной местности. Каждое муниципальное образование арендует определенные земли. Например, жители близлежащего села Чиркей используют для летних пастбищ территорию Салатавских гор на левом берегу реки Сулак.

До строительства плотины овец перегоняли по двум маршрутам: через каменно-арочный мост в селе Чиркей и овечий тоннель в нижнем бьефе станции, который был специально проложен в ­период строительства плотины.

Перегон скота на левый берег реки Сулак с помощью кабель-кранов во время строительства Чиркейской ГЭС.

«Во время возведения арочной плотины овец буквально по воздуху переносили на специаль­ных платформах с помощью строительных кабель-кранов на другой берег Сулака. А после пуска первого гидроагрегата и наполнения водохранилища до отметки 280 м отары перевозили по водохранилищу на баржах», – вспоминает Абдула Курахмаев, начальник участка диагностики ГТС Чиркейской ГЭС.

За все годы сотрудничества у станции с животноводами сложились дружеские отношения. «Иногда возникает необходимость во внеплановых пересечениях станции: например, для экстренной вакцинации. Энергетики всегда идут нам навстречу, и мы это очень ценим», – делится Абдурахман Абуриков.