Навыки: перезагрузка

Почему люди с одинаковым образованием продвигаются по карьерной лестнице по-разному? Считается, что причины связаны во многом с понятием soft skills – это умственные и межличностные компетенции, позволяющие эффективно решать рабочие задачи. «Вестник» совместно с Департаментом по управлению персоналом и организационному развитию РусГидро отобрал ключевые навыки, востребованные в Группе, и взял комментарии у наших молодых коллег, которые имеют высокий потенциал для их развития.

Основы для некоторых универсальных компетенций даются человеку от рождения – например, упорство, хорошая память, любопытство. Но большинство soft skills можно и нужно развивать всю жизнь. 

Саморазвитие 

Люди, обладающие им, осознанно подходят к обучению, профессиональному росту и самосовершенствованию. У них высокая самомотивация, они часто выступают в роли наставников. Они умеют:

адекватно оценивать свои сильные стороны и зоны развития, конструктивно воспринимать обратную связь;
формулировать цели, выстраивать план развития;
соотносить личную эффективность с целями организации и организовывать под это личное обучение.

Алексей ШНАЙДЕР.jpgАлексей ШНАЙДЕР, заместитель начальника юридического отдела филиала ДЭК «Сахалин­энергосбыт», финалист «Лидеров Рос­сии – 2020»: 

– Каждый из нас при выполнении производственных задач сталкивается с потребностью в дополнительных знаниях из других областей. Вызов принимают немногие. Меня мотивируют любопытство и желание дойти до сути. Однажды, чтобы выиграть дело, мне пришлось перелопатить кипу документов. Запомнился большой проект по цифровизации схем работы с частными клиентами. Нужно было разработать план внедрения, выяснить, где предел применимости решений и когда самый удачный момент для действий».

Коммуникация и влияние

Человек с высоким уровнем данной компетенции:

обладает критическим мышлением;
• умеет использовать харизму гармонично с окружением;
• располагает к себе людей, поддерживает и развивает сеть контактов;
умеет четко и аргументированно излагать свою позицию, убеждать, преодолевать возражения;
понимает интересы других, находит объединяющие цели и ценности, умеет вести переговоры, владеет соответствующими техниками;
формирует и укрепляет доверие для повышения эффективности совместной деятельности.

Татьяна МИХАЛИЦЫНА.jpgТатьяна МИХАЛИЦЫНА, пресс-секретарь Хабаровских элект­рических сетей ДРСК: 

– Я считаю, что главную роль в этом навыке играет не красноречие, а эмпатия, когда интуитивно настраиваешься на собеседника, как будто считываешь манеру речи, логику мыслей, вполне естественно оказываясь с ним на одной волне. Идеальным вариантом для прокачки навыка считаю преподавание. Четыре года я читаю лекции студентам Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. С одной стороны, оттачиваю ораторское мастерство, с другой – учусь новым способам коммуникации и воздействия на аудиторию через разные формы занятий: дебаты, встречи, семинары, деловые игры».

Комплексное решение проблем 

Это способность человека эффективно выявлять и решать проблемы. Этот скилл предполагает умение:

в критической ситуации находить продуктивные альтернативы;
оперативно схватывать суть проблемы, быстро включаться в работу, эффективно решать параллельные задачи;
делать выводы из противоречивой информации, строить целостный и дифференцированный образ проблемной ситуации;
создавать вариативные проекты, учитывающие вероятностные изменения ситуации.

Леонид КАЛИМУЛЛИН.jpgЛеонид КАЛИМУЛЛИН, начальник управления Департамента стратегии и IR РусГидро:

– Комплексный подход к решению проб­лем – по большому счету это такой непрерывный цикл, состоящий из семи шагов. Определяем первопричину (способность правильно определять проблему – это уже сам по себе ценный навык), детально исследуем проблему со всех сторон, генерируем возможные идеи по ее решению. Затем, оценив альтернативы, выбираем оптимальное решение с учетом долгосрочной цели, планируем действия по эффективной его реализации, продвигаем идею среди руководства, инвес­торов и других заинтересованных сторон, чье участие вам необходимо, наконец, переходим непосредственно к реализации. Этот цикл может и должен быть повторен для улучшения идеи. Надо понимать, что проблемы зачас­тую носят слабоструктурированный характер. В этом случае их необходимо дробить на небольшие структурированные части и определять пути решения для каждой. Это позволяет значительно повысить эффективность принимаемых решений».

Системное мышление 

Предполагает, что человек: 

умеет работать с информацией (искать и проверять факты, структурировать и обобщать, выделять главное и делать практические выводы);
способен проводить комплексный анализ ситуации, в том числе считывать контекст, определять связи между событиями;
обладает масштабностью мышления – способностью в процессе анализа и выработки решений учитывать социальные, экономические, технологические параметры и временную перспективу.

Антон Антонов.jpgАнтон АНТОНОВ, директор Аналитического центра безопасности оборудования и ГТС филиала АО «Институт Гидро­проект» – «НИИЭС»:

– Для меня системное мышление – это единственный способ решения задач. Любая задача в современном мире – это вызов, ответить на который невозможно без учета различных сопутствующих факторов. В связи с этим невозможно и решение, основанное на знаниях и навыках одного человека, специалиста в узкой области: даже с учетом огромного опыта он мыслит в рамках туннеля собственных знаний. Однажды для работы над одним из проектов была сформирована мультинациональная группа. Наши специалисты пошли привычным путем: постановка цели, раскладка задач и декомпозиция сложного процесса на мелкие подзадачи. При этом учитывались только российские риски, и, естественно, они в какой-то момент столкнулись со «стеной» – проблемой, которую наскоком решить невозможно. При этом реакция зарубежных коллег была удивительной, они сказали: «Почему вы считаете это проблемой? Зачем вы ломитесь в ворота, на которые закрыта пустыня? Ведь можно просто обойти рядом». И действительно, если смотреть на проблему комплексно и разносторонне, учитывать мнения и знания людей по различным направлениям, то решение получается более многогранным, а результат – устойчивым».

Управление людьми 

Человек с высоким уровнем развития данной компетенции:

умеет выявить и поддержать в развитии ключевые компетенции, навыки, умения коллег;
• умеет точно ставить задачи подчиненным, указывать направление движения и возможные способы достижения цели;
умеет мотивировать подчиненных, оказывать консультативную помощь в решении проблем выполнения работы;
принимает на себя ответственность за получение коллективного результата.

Алихан АВАРСКИЙ.jpgАлихан АВАРСКИЙ, инженер ПТС Дагестанского филиала, координатор Сообщества молодых работников РусГидро: 

– Человек, хорошо владеющий этим навыком, способен не только четко излагать свои мысли и понимать других людей, но и выявлять их способности, ставить перед ними цели, организовывать и мотивировать людей на их достижение. Важно при этом осознание лидером ответственности за достижение коллективного результата. В целом деловые игры – очень хорошее упражнение. Я участвую в конкурсе «Лидеры России», в котором упор делается на управленческие навыки. Скоро мне предстоит проверить себя в финале. Личные качества лидера определяют его управленческий стиль, поэтому саморазвитие и расширение кругозора – это неотъемлемая часть развития управленческих компетенций».

Эмоциональный интеллект 

Это сумма навыков и способностей человека понимать намерения, мотивацию и желания людей, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других в целях решения практических задач. 

Сейчас во многих сферах эмоциональный интеллект выходит на первый план, оставляя на вторых ролях общий интеллект. Хотя в энергетике рано говорить о таком доминировании, развитие эмоционального интеллекта становится все более актуальным для эффективного выстраивания рабочего процесса и движения вперед.

Татьяна ГЛУШКОВА.jpgТатьяна ГЛУШКОВА, ведущий эксперт Центра программ ранней профессионализации Корпоративного университета гидроэнергетики:

– Одним из ярких примеров применения навыка является Летняя энергетическая школа ПАО «РусГидро» (корпоративный летний лагерь), в рамках которой в течение двух недель необходимо постоянно поддерживать внимание, мотивацию, стремление к обучению более 30 подростков, поскольку от этого напрямую зависит эффективность образовательной программы. Эмоциональный интеллект важен не только при руководстве школьными и студенческими коллективами, его нужно развивать и при общении с коллегами, поскольку часто достижение общего результата зависит от того, какой настрой у каждого члена команды, и понимания, какой ключик нужно подобрать к каждому на основе его эмоций. Для развития этого навыка нужно пробовать (как бы это банально ни звучало) поставить себя на место другого человека и в первую очередь гнаться не за результатом, а создавать комфортную атмосферу для работы коллектива, тогда умение прислушиваться к чувствам других людей появится само собой».

Справка 

Soft skills дословно – мягкие или гибкие навыки, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых как жесткие, от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство и т.д.).