Резерв формируется для четырех ключевых управленческих позиций: генеральный директор или главный инженер ПО, директор либо главный инженер электростанции или сетевого предприятия. Кандидаты в кадровый резерв прошли жесткий отбор, в котором было необходимо продемонстрировать конкурсной комиссии управленческие и профессиональные компетенции.
Отборочный дистанционный этап, стартовавший в июне, включал в себя индивидуальные задания – тесты на интеллектуальные способности и профессиональные знания, а также интервью по компетенциям с экспертами. По его итогам 54 работника были приглашены в октябре в Москву на очный этап конкурса.
Финальный этап прошел в два потока – для позиций уровня генерального директора и главного инженера ПО и параллельно для директоров и главных инженеров энергообъектов. Участники конкурса решали управленческие и профессиональные кейсы в группах, проходили интервью с конкурсной комиссией, состоявшей из руководителей Исполнительного аппарата РусГидро, а также выполняли индивидуальные задания по планированию и системному мышлению.
Всего на конкурсе оценивались 12 компетенций в рамках корпоративной модели, которая была обновлена в 2021 году в связи с принятием новой стратегии компании. Каждая компетенция оценивалась по 7-балльной шкале.
На основании всех результатов оценок был сформирован рейтинг участников конкурса, опираясь на который конкурсная комиссия определила победителей и рекомендованный уровень должности в кадровом резерве. В кадровый резерв на должности генерального директора и главного инженера подконтрольного общества вошли 17 работников, на должность директоров и главных инженеров объектов – 15 работников.
Корпоративный университет гидроэнергетики РусГидро разработает для участников кадрового резерва модульную трехлетнюю программу, которая будет учитывать лучшие практики обучения резервистов предыдущих наборов, специфику работы подконтрольных обществ на Дальнем Востоке и ориентироваться на результаты оценки компетенций в рамках конкурса. Для каждого резервиста будет сформирован индивидуальный план развития и определен наставник.
Все финалисты, не включенные в кадровый резерв, пройдут программу «Управленческий марафон», направленную на развитие корпоративных компетенций. Участники дистанционного этапа конкурса получат обратную связь с оценкой компетенций и рекомендации по развитию.
Экспертная комиссия
Нет единого шаблона, по которому сегодня можно описать портрет руководителя. Времена меняются, и главная задача управленца – уметь быстро адаптироваться под изменения, а также следить за тем, что происходит во внешнем мире – вне стен предприятия. Важно знать, какие решения существуют, какие технологии применяются. Безусловно нужно уметь грамотно управлять ресурсами – временными, финансовыми, человеческими, чтобы обеспечивать надежность. Есть такое заблуждение, что всё решают только деньги – это не так. Существует множество организационных мероприятий: это и наведение порядка, и создание хороших рабочих мест, и повышение интереса работников к их профессии, их зоне ответственности, это и привлечение молодежи – как им показать перспективы и обеспечить карьерный рост. Обо всем этом нужно думать и уметь принимать взвешенные решения.
Подобные конкурсы дают возможность посмотреть на человека не в привычных для него условиях, а в стрессовых. Помещая людей в необычные ситуации, узнаешь о них больше, чем когда они сидят в своих «функциональных окопах». Мы видим нашу кадровую линейку и понимаем, насколько амбициозные задачи компания может перед собой ставить. И коллегам это полезно, они начинают смотреть на ситуации по-другому, начинают мыслить шире, видеть нестандартные решения.
Участники финала
Конкурс в кадровый резерв для меня – прежде всего, ключ к саморазвитию. Это ленный опыт, знания и оценку уже освоенных компетенций, не только по экономике и финансам, а, например, по техническому профилю. Чтобы подготовиться к конкурсу, мне необходимо было погрузиться в технические параметры, изучить их. Считаю, что руководителю очень важно иметь общее представление обо всех направлениях деятельности компании: начиная с принципов управления персоналом и заканчивая техникой, которая используется. Конкурс показывает, насколько каждый из нас в этом деле преуспел.
Для любого специалиста и руководителя проверка его компетенций – один из способов эти компетенции нарастить. Во многом конкурс для меня стал интересным опытом.
При решении кейсов я убедился, что мы с коллегами понимаем друг друга. В повседневном общении, даже с привлечением современных средств коммуникации, множество вопросов не обсуждается, бывает сложно прийти к общим решениям. А когда мы больше времени проводим в рамках одной площадки, как на этом конкурсе, мы обмениваемся проблемами, поднимаем важные темы, причем не только между собой, но и со своими руководителями.
Получить оценку своих возможностей со стороны, выразить свой интерес и готовность к дальнейшему развитию – именно этого я ожидал от конкурса и с этой целью принимал в нем участие. Заранее подготовиться к конкурсным испытаниям, подсмотреть ответы, «списать» правильный вариант было невозможно, а значит, в итоге я получил реальную оценку себя как специалиста, как профессионала, более ясно понял, на что способен в работе, где сделать дополнительный акцент. Исходя из полученных результатов, я сформирую план своего дальнейшего профессионального развития.
В процессе общения с коллегами, экспертами я получил уникальную возможность с разных сторон посмотреть на организацию деятельности. Для меня особо ценно то, что удалось пообщаться с людьми, которые мыслят глобально, умеют выстраивать стратегию. Приобретенный опыт, несомненно, поможет мне в работе.
Перечень оцениваемых компетенций и их описание
№ | Название компетенции | Описание |
КОРПОРАТИВНЫЕ | ||
1 | Нацеленность на развитие | Ориентация на профессиональное совершенствование и развитие. Понимание ограниченности индивидуального знания и опыта, готовность знакомиться с новыми технологиями и способами реализации даже привычной деятельности. Развитые способности к систематизации своего и чужого опыта. Любопытство, поиск новых способов понимания ситуаций и инструментов решения проблем, владение эффективными навыками сбора и обработки информации |
2 | Стрессоустойчивость | Устойчивость к психологическому и физиологическому перенапряжению при продолжительной работе в ситуации цейтнота, при внешнем давлении, долгом ожидании. Сохранение привычной динамики мышления в экстремальной ситуации. Умение мобилизовать себя в экстремальной ситуации. Умение сохранять уравновешенность и самообладание в критических ситуациях (например, в конфликтах), способность работать в ситуациях эмоционального давления. Сохранение продуктивности при резко изменившихся условиях или в ситуации с высокой степенью неопределенности |
3 | Ориентация на результат | Способность достигать поставленной цели, преодолевая препятствия на пути к ней. Ориентация на достижение высоких результатов, на работу с большой отдачей. Способность поддерживать работоспособность в стрессовых ситуациях, ситуациях дефицита времени и других ресурсов. Способность брать на себя ответственность за достижение не только индивидуальных, но и командных целей |
4 | Командность | Умение ставить интересы команды выше собственных, ориентация на согласование своих действий с действиями других людей, умение выполнять различные групповые роли, готовность обмениваться информацией, поддерживать коллег, помогать им. Готовность к выходу за пределы своего профессионального сообщества. Умение работать с разными профессиональными сетями и мотивирование других участников к эффективному взаимодействию вне профессиональной среды. Следование внутрикорпоративным ценностям, нормам и стандартам: как документально зафиксированным, так и неявным правилам и традициям. Развитие командного духа, синергии, атмосферы высокой эффективности и заряженности на успех |
5 | Эффективная коммуникация | Заинтересованность в контактах с другими людьми. Умение вступать в разговор, поддерживать беседу, производить приятное впечатление при контактах, располагать к себе людей. Развитая и понятная речь, умение четко и ясно излагать свои мысли как в краткой, так и развернутой форме, подбирать точные формулировки исходя из особенностей собеседника. Развитые презентационные способности. Достижение целей общения толерантным и этическим образом. Высокая степень клиентоориентированности. Поддержание имиджа компании как внутри, так и снаружи при общении с клиентами и контрагентами |
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ | ||
6 | Управленческая компетентность | Способность определять направление общего движения и возможные способы достижения цели. Умение создавать алгоритмы, регламенты, технологии деятельности на пути достижения определенных целей. Трансляция высоких ожиданий всем участникам и помощь в формировании системы оценки результатов своей работы. Применение различных стилей руководства. Способность занимать экспертную позицию, решать сложные профессиональные задачи. Умение ставить задачи подчиненным и обеспечивать получение результата |
7 | Стратегичность | Способность работать с теоретической информацией: оперировать понятиями и концепциями, рассуждать на высоком уровне обобщения. Умение применять специальные инструменты для анализа внутренней и внешней среды организации и выявления возможностей и рисков. Способность формулировать долгосрочные цели и стратегию их достижения |
8 | Лидерство | Заряженность на успех», сохранение позитивного настроя даже в самых сложных ситуациях, воодушевление и поддержка других, формирование эмоциональной приверженности своим идеям, влияние на мнения других людей, достижение согласия в различных ситуациях, объединение ключевых людей для достижения общей цели |
9 | Способность планировать | Умение четко определить конкретные мероприятия для реализации принятых решений и достижения поставленных целей: описать определенные шаги, последовательность действий, сроки выполнения задач. Способность прогнозировать возможные варианты развития событий, умение выявлять факторы, определяющие развитие ситуации, проанализировать разные сценарии (исходы), оценивать вероятность и риски наступления прогнозируемых событий |
10 | Управление изменениями | Способность спроектировать и реализовать проект по внедрению инновационных изменений в организационной структуре или производственной деятельности. Ориентация на поиск неэффективных практик и их модернизацию. Способность генерировать инновационные идеи, направленные на повышение эффективности работы, используя лучшие практики. Популяризация изменений среди сотрудников |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ | ||
11 | Профессиональная компетентность | Высокий уровень владения профессиональными знаниями и навыками в профессиональной области, знание функциональных обязанностей, процедур и технологий компании, владение необходимым по должности оборудованием. Высокое качество работы. Постоянное повышение квалификации, освоение новых технологий работы, внедрение их в свою профессиональную деятельность |
12 | Ведение переговоров | Способность вести диалог, выслушивать точку зрения партнеров и убедительно представлять свою точку зрения. Умение найти адекватный тон во взаимодействии с другими и изменить стиль коммуникативного поведения в зависимости от стратегии собеседника. Умение задавать вопросы, правильно понимать и анализировать ответы. Умение находить взаимоприемлемые решения, умение принять обоснованную точку зрения оппонента. Нацеленность на партнерское взаимодействие, нахождение взаимовыгодных решений. Способность выстраивать партнерские отношения со всеми участниками, действовать так, что собеседники становятся его единомышленниками. Использование навыков эффективной презентации |