«Пусть меня научат»

Группа РусГидро регулярно принимает на практику большое количество студентов профильных вузов. «Вестник» попросил предприятия, которые наиболее активно работали с молодежью, рассказать, что им дает производственная практика и как она проходит.

ДРСК: высокий спрос

В 2021 году компания приняла более 300 студентов из нескольких российских вузов и ряда колледжей. «Закрепленные наставники, а это всегда профессионалы с солидным стажем, передают опыт и стремят­ся научить молодежь важнейшим навыкам профессии. В результате заинтересованы все три стороны: учебное заведение, предприятие и сам студент», – делится опытом начальник отдела управления по работе с персоналом ДРСК Ольга Рыбак. «Студенты проходят практику в производственных подразделениях, наблюдая за работой бригад, как правило, в цеху. С соблюдением всех мероприятий по допуску студенты выполняют несложные работы (работа в действующих электро­установках практикантов исключена)», – рассказывает начальник службы охраны труда и надежности Амурских электрических сетей ДРСК Максим Мулин.

«Задача наставника – выдать задание, поставить четкие измеримые задачи, курировать работу в течение дня, то есть отвечать на вопросы, рассказывать по ходу дела тонкости, специфику, а в конце дня – проверить выполнение. Это очень важно, потому что люди по-разному усваивают информацию», – комментирует Алексей Казакул, главный специалист управления оперативно-технологического и ситуационного управления ДРСК.

Цифра

~ 850

студентов прошли практику на предприятиях Группы РусГидро летом 2021 года

Гидроремонт-ВКК: воспитание нового поколения

Руководство Гидроремонта-ВКК убеждено: предприятию просто необходимо готовить грамотных молодых специалистов. Поэтому сотрудники кад­ровой службы ездят в города, где расположены профильные институты, и агитируют студентов проходить практику. Например, в Томске это ТПУ, в Новосибирске – НГТУ. Больше всего молодежи проходит практику в Саяно-Шушенском филиале Гидроремонта-ВКК. «Вливание молодой крови, новеньких бойцов! Опыт, конечно, важен в нашей сфере деятельности, но и так же важно повышение производительности, воспитание студентов для работы взамен уходящих на пенсию работников», – отмечает руководитель группы по работе с персоналом Саяно-Шушенского филиала Гидроремонта-ВКК Анна Кулак.

На предприятии говорят, что главное ожидание студентов от практики, как правило, – возможность «посмот­реть, пощупать своими руками, получить хоть малейший опыт».

Якутскэнерго: широкий выбор

В 2021 году почти 150 студентов прошли практику на предприятиях Якутскэнерго. Примерно по 60 человек ежегодно закрепляют знания на практике на самых крупных энергопредприятиях – в Центральных элект­рических сетях и на Якутской ТЭЦ. Лучшие входят в кадровый резерв и могут в будущем начать работу на энергопредприятии.

Генеральный директор Якутск­энерго Алексей Стручков
от­ме­чает: «Ничто так не помогает разобраться в теоретическом материале, как применение его на практике. А студенты не только закрепляют знания, но и примеряют на себя будущую профессию, знакомятся с коллективом».

Дагестанский филиал: внимание и вовлечение

С начала 2021 года в Дагестанском филиале прошел учебно-производственную практику 61 студент колледжей и крупнейших университетов: Волжского филиала НИУ «МЭИ», ­Южно-Российского государственного политехнического университета имени М. И. Платова, а также Дагестанского государственного технического ­университета и ДГУ.

Любимым направлением студентов по-прежнему остается Чиркейская ГЭС – здесь чаще всего практи­канты определяются на участок электротехнического оборудования службы эксплуатации. Самостоятельная работа ребятам не поручается, их закреп­ляют за опытным сотрудником, который водит их по территории и знакомит с имеющимся на станции оборудованием, объясняет его назначение и принцип работы. Практиканты участвуют в качестве помощников во вспомогательных операциях.

Заместитель начальника производственно-технической службы ­Дагестанского филиала РусГидро Заур Ахмедов рассказывает: «Мы с коллегами стараемся уделять практикантам как можно больше времени и во­влекать их в процесс работы. Несмотря на то что какие-то задачи могут показаться рутинными, студенты их охотно выполняют. В этом году совместно с кураторами практиканты занимались подготовкой технических паспортов малых ГЭС».

Магаданэнерго: дефицит кадров

Филиалы и дочерние общества Магадан­энерго территориально распределены и функционируют в условиях сурового климата, со слаборазвитой инфраструктурой. И на фоне интенсивного выезда трудоспособного населения на постоянное место жительства в центральные районы страны предприятие испытывает дефицит кадров. Для его восполнения в 2020 году Магаданэнерго заключило договор с Магаданским политехническим техникумом. Молодежь, хорошо зарекомендовавшая себя на практике, по максимуму вовлекается в решение задач и вопросов, связанных с основной деятельностью предприятия.

На практике студенты получают навыки техобслуживания и ремонта простых деталей и узлов электроаппаратов и электрических машин, лужения, пайки, изолирования электропроводов и кабелей. Их учат, как осуществлять диагностику и технический контроль оборудования, составлять отчетную документацию по техобслуживанию и ремонту, соединять детали и узлы в соответствии с простыми электромонтажными схемами.

Саяно-Шушенская ГЭС: строгий отбор

На Саяно-Шушенской ГЭС разработаны критерии, по которым из большого числа желающих студентов отбираются будущие практиканты. Главное требование – средний балл оценки ­знаний должен быть не менее 4.

«Мы очень плотно сотрудничаем с профильными вузами, заранее согласовываем темы практических работ. Перед тем как попасть на станцию, студенты сдают в своем учебном заведении экзамен на 2-ю группу элект­робезопасности для того, чтобы быть включенными в состав бригад для выполнения работ на гидроэлектростанции», – рассказывает Юрий Судиловский, начальник отдела управления персоналом Саяно-Шушенской ГЭС.

Еще одной особенностью организации процесса является взаимодействие студентов с руководством станции в начале практики и по ее окончании. Будущие энергетики рассказывают о своих навыках и ожиданиях, а после прохождения практики – о приобретенном опыте, сложностях и достижениях.