Ходит по морю завод

В августе завершена установка на морской фундамент линии сжижения газа на основании гравитационного типа (ОГТ) – первая очередь крупнотоннажного завода «Арктик СПГ 2». В создании уникального сооружения активное участие приняли специалисты «Института Гидропроект» и ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева.

ЦИФРЫ

330 м

длина


152 м

ширина


>90 м

высота


>640 тыс. тонн

вес каждого ОГТ

«Арктик СПГ 2» – крупнейший в России проект по производству сжиженного природного газа проектной мощностью 19,8 млн тонн. Завод построен в Белокаменке Мурманской области, первая линия уже отбуксирована по Северному морскому пути в Обскую губу, на берег Гыданского полу­острова в Ямало-Ненецком АО. Именно здесь располагается Утреннее нефтегазоконденсатное месторождение – одно из крупнейших в нашей стране, его запасы составляют почти 1,5 трлн м3 природного газа. Как правило, заводы по сжижению газа размещают на суше, но в случае «Арктик СПГ 2» было принято иное решение.

Подобные сооружения эксплуатируются в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», но ОГТ для «Арктик СПГ 2» уникальны как по масштабам, так и по применяемым технологиям и проектным решениям. Группа специалистов «Института Гидропроект» выполнила проектирование ОГТ и дополнительных сооружений в рамках реконструкции сухого дока.

Три технологические линии завода будут размещены в море рядом с берегом на основаниях гравитационного типа. Это огромные железобетонные конструкции, на которых монтируется технологическое оборудование для сжижения газа, а внутри располагается хранилище готовой продукции.

Транспортировка первой технологической линии завода «Арктик СПГ 2» мощностью 6,6 млн т СПГ в год продолжалась 22 дня. Сооружение буксировалось по Северному морскому пути на расстояние более 1100 морских миль (более 2 тыс. км) со скоростью 2 узла (3,7 км/ч). / Алексей Бабушкин / РИА «Новости»

СПРАВКА

Батопорт (гидротехнический плавучий затвор) — это железобетонная водонепроницаемая камера (кессон), которая предназначена для перекрытия входа в сухой док. Его параметры: общая длина — 200 м, ширина — 20 м, высота — 21 м, вес — 56 тыс. тонн. На фото — подготовка батопорта к выводу из створа сухого дока.

Кроме того, они выполняют функции причалов – к ним будут швартоваться газовозы. Одновременно ОГТ обладает плавучестью, что позволяет отбуксировать его с места строительства до места постоянной работы. Такая конструкция завода имеет очевидное преимущество – все необходимое (и весьма сложное!) оборудование монтируется в достаточно комфортных условиях – на месте строительства ОГТ. Затем «заготовки» перемещают в Обскую губу, устанавливают на специально подготовленное место и подключают к береговым сооружениям.

В этом же проекте участвует еще один институт РусГидро – ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, разработавший инновационные составы бетонной смеси. Легкий бетон необходим для обеспечения плавучести нового сооружения. В результате применения разработок ВНИИГ вес конструкции был снижен на 150 тыс. тонн, обеспечена надежность и долговечность конструкции в условиях арктического климата. Специалисты института также разработали проектную и рабочую документацию на основание для установки ОГТ и модулей верхних строений, вместе образующих технологическую линию завода.

Это уникальный проект не только по нормам проектирования, но и с точки зрения технических решений, применимых к поставленной задаче. Участие в данном проекте – большая гордость и ценный опыт, так как на сегодняшний день запроектированный завод и батопорт стали самыми крупными среди подобных объектов в мире.

Василий Серов,

главный инженер проекта реконструкции сухого дока №1 «Института Гидропроект»

Основания гравитационного типа сооружаются в Центре строительства крупнотоннажных морских соооружений в Белокаменке, в специальном сухом доке. Помимо вышеуказанных работ, специалистам Гидропроекта удалось проявить себя и в подготовке к транспортировке ОГТ. Изначально док отделялся от моря временной земляной перемычкой. Предполагалось, что затопление дока для вывода из него ОГТ будет производиться путем разбора перемычки, а для строительства следующего ОГТ перемычку необходимо возводить вновь. Но такое решение было недешевым, занимало много времени и могло негативно отразиться на экологическом состоянии акватории.

Вместо перемычки «Институт Гидропроект» спроектировал специальное устройство – батопорт. Установленный батопорт заполнен водой, он изолирует отделяющую камеру сухого дока от акватории. Когда ОГТ построен, сухой док заполняется водой до уровня акватории. Из батопорта откачивается вода, он всплывает и с помощью буксиров и системы швартовных устройств отводится в сторону, открывая путь для вывода ОГТ из дока. А после завершения устанавливается на место, что позволяет откачать воду из дока и начать строительство нового ОГТ, а всего их, напомним, будет три.