Новые вводные

Лето для АО «Гидроремонт-ВКК» – не повод думать об отдыхе и поддаваться отпускному настроению. Наоборот. С апреля по июнь были запланированы сразу пять пусков реконструированных гидроагрегатов. Вот такой подарок к пятилетнему юбилею создания объединенной ремонтной компании. О трудовых буднях мы поговорили с генеральным директором Гидроремонта-ВКК Алексеем Ханцевым.

1_sk322.jpgПришлось ускориться 

– Пять пусков в столь короткий срок – сама по себе сложная задача. Все ли работы шли по плану? 

– В целом гидроагрегаты №7 Воткинской ГЭС, №21 ­Саратовской ГЭС, №2 Миат­линской ГЭС, №7 Новосибирской ГЭС введены в эксплуатацию в сроки, предусмотренные графиками. На Чебоксарской станции на два месяца дольше ждали от завода рабочее колесо. По всем расчетам получалось, что пуск откладывается на середину августа, но мы обязались сдать машину в 20-х числах июля.

– Поднажали за счет чего?

– Совместно с представителями заказчика, техническими специалистами завода уплотнили график, в том числе в части взаимодействия, ввели вторую смену и шестидневную рабочую неделю. То есть интенсифицировали все процессы. 

– Не в ущерб качеству? 

– Нет, это исключено. Все монтажные работы проводятся под контролем шеф-инженеров завода и технической службы ГЭС. Мы делаем все, что должны, но без лишних пауз. Этому способствует накопленный опыт на предыдущих машинах данной ГЭС. 

– Работы по реконструкции гидро­агрегатов состоят из нескольких этапов. Какой из них самый сложный?

– Нет ничего сложного, когда все отработано. Трудности могут возникнуть в подготовительный период и перед монтажом пилотных машин – первых, которые приходят на станцию. Конструкторская документация и инструкции, технологические карты, порядок сборки, контроля и проверки – все определяется до начала работ.

Помню, нестандартная ситуация возникла при реализации проекта на Зарагижской ГЭС. Гидроагрегаты для этой станции заказывали в Китае (оте­чественные предприятия тогда не готовы были выполнить заказ в оговоренные сроки и в пределах бюджета. – Прим. ред.), и там оказался совершенно другой подход к сборке. Начинаем мы сборку ГА, как это делается на аналогичных гидроагрегатах в России, а китайцы говорят: «Разберем и соберем по-нашему». Оказалось, что укрупненную сборку на заводе они не проводят, поэтому на месте проводится контрольная сборка невращающихся частей, все замеряется, потом разбирается и собирается «набело» с ротором гидроагрегата. Montaj_elementa_generatora_sk322.jpg Монтаж элемента генератора Новосибирской ГЭС.

На одном языке

– На станциях РусГидро есть и машины фирмы Voith, а также других поставщиков. Есть ли разница в качестве машин разных производителей?

– Качество у всех на уровне. Мы имеем дело с нетиповыми изделиями, для каждой станции машины уникальны. Единственное отличие, которое можно констатировать однозначно, – это совершенно разные подходы к работе.

– Расскажите поподробнее.

– Например, требования на этапе сборки. Про Китай я уже упоминал. Возьмем Voith: у них, кроме шеф-инженера на площадке, есть шеф-инженеры по отдельным видам работ. Когда выполняется большой объем сварочных работ по закладным частям камеры ­рабочего колеса, компания присылает шеф-инженера по сварке. Начинается покраска, антикоррозийное покрытие, приезжает другой специалист. Причем краски у них свои.

Другой пример – требования к ­обустройству площадки, инструменту, складированию, культуре производства. На Саратовской станции, где австрийцы уже несколько лет руководят монтажом своих гидро­агрегатов, чистота в машинном зале как в ­операционной.

– Ощущаете ли вы на себе влияние тренда по импортозамещению?

– В последних конкурсах, которые ПАО «РусГидро» проводило по реконструкции Майнской ГЭС и по турбине, и по генератору, победили российские производители: «Силовые машины» и новосибирский завод «ЭЛСИБ».

Что касается последующих реконструкций, по агрегатам большой мощности на конкурсах между собой конкурируют те же «Силовые машины» и сызранский «Тяжмаш». Но на некоторых малых ГЭС будет установлено ­импортное оборудование. 

Работы много не бывает 

– Значительная часть Программы комплексной модернизации (ПКМ) РусГидро уже выполнена. Работы становится меньше?

– Работы не стало меньше, и уменьшения объемов, к счастью, не предвидится. Во-первых, до завершения ПКМ еще несколько лет. Впереди – начало реконструкции на Майнской и Нижегородской ГЭС, продолжатся работы на Саратовской, Чебоксарской и Воткинской станциях, участвуем в монтаже гидрогенераторов на Волжской ГЭС. Еще не начиналась модернизация всего Каскада Кубанских ГЭС (а это девять ГЭС и одна ГАЭС), гидроэлектростанций в Северной Осетии, и это далеко не все. Параллельно на нескольких станциях силами ­Гидроремонта-ВКК ведется реконструкция трансформаторного оборудования, распредустройств, строительство КРУЭ.

– Сколько еще вводов гидроагрегатов планируется до конца года?

– По плану у нас ввод реконструированного ГА №6 на Саратовской ГЭС и вводы на новых Верхнебалкарской и Усть-Джегутинской малых станциях. Но самый горячий сейчас проект – это строительство Зарамагской ГЭС-1. Это уникальное сооружение с уникальными гидро­агрегатами (турбина фирмы Voith, гидрогенератор компании «ЭЛСИБ»), где мы делаем то, чего раньше не приходилось: впервые в истории гидро­энергетики России здесь монтируются вертикальные ковшовые турбины мощностью 173 МВт каждая.

Прямая речь

Бяков.jpgАлексей Бяков, директор Воткинской ГЭС:

– Работы по замене предыдущего агрегата нам выполнял другой подрядчик. По сравнению с ним в компании «Гидроремонт-ВКК» более качественно и оперативно решались вопросы мобилизации ресурсов и календарно-сетевого планирования. Принимались более взвешенные организационные и технические решения. Работу АО «Гидроремонт-ВКК» по замене гидроагрегата №7 Воткинской ГЭС оцениваю позитивно.


Саидов.jpgМухтарпаша Саидов, первый заместитель директора – главный инженер Дагестанского филиала РусГидро: 

– С компанией «Гидроремонт-ВКК» нас связывают давние и добрые партнерские отношения. Все работы по обслуживанию, текущим и капитальным ремонтам, реконструкции, техническому перевооружению наших объектов выполняются ее Дагестанским филиалом. Благодаря слаженным и профессиональным действиям коллеги успешно выполняют все поставленные перед ними задачи. Так, в рамках Программы комплексной модернизации в 2015–2018 годах была выполнена масштабная и крайне важная для нас модернизация двух гидротурбин ­Миатлинской ГЭС. Несмотря на сжатые сроки, все работы были произведены очень качественно. 


Клименко.jpgАлександр Клименко, главный инженер Саратовской ГЭС:

– На Саратовской ГЭС реализуется одна из самых масштабных и капиталоемких программ модернизации в РусГидро. Сложные технические проекты сотрудники станции воплощают в жизнь бок о бок с коллегами из Гидроремонта-ВКК. Один из последних проектов – модернизация гидроагрегата №21. Хотим отметить своевременность и грамотность принятого решения по созданию в Гидроремонте-ВКК филиала «Управление монтажных работ №­1» (УМР). Это позволило за короткие сроки найти оптимальное решение по многим техническим вопросам. Благодаря плодотворной и слаженной совместной работе сотрудников УМР и Саратовской ГЭС проект был реализован на высоком организационном и техническом уровне.