Здравствуй, дерево!
Денис Палатов, начальник службы СПСР, ТПиР Волжской ГЭС:
— Когда моему ребенку было два года, я увидел в журнале детское кресло-качалку и мне очень захотелось сделать такое же своими руками. Хотя близкие не особо верили в успех моей задумки, но всё получилось – это удивило даже меня самого. За креслом последовали вешалка для одежды, затем подставка под вино. Спустя какое-то время моя коллега Наталия Чуманова предложила мне попробовать сделать стол-реку из массива дерева и эпоксидной смолы. Этот опыт тоже оказался успешным, я попробовал выставить свои изделия на продажу и потихоньку процесс пошел. О моем хобби стали узнавать и просить поделиться секретами мастерства. Когда я устал объяснять одно и то же, записал видеоуроки. Неожиданно для меня они привлекли внимание тысяч людей, поэтому я запустил онлайн-обучение.
Среди постоянных покупателей предприятия Дениса – Ольга Кабо, актриса театра и кино.
Более подробно о производстве Дениса можно узнать на его странице vk.com/PALATOVDA
и YouTube канале youtube.com/@palatovda
За семь лет мое увлечение переросло в собственное производство. Мы изготавливаем станки для выравнивания слэбов, производим эпоксидную смолу под собственным брендом, продаем спилы, абразивы, масла, лаки, в планах поставка экзотической древесины. На сегодняшний день у меня более 2300 учеников со всего мира. Функционирует круглосуточный чат поддержки, где люди задают вопросы, делятся своим опытом. Некоторые приезжают в Волгоград на очное недельное обучение. Горжусь тем, что с моей помощью тысячи людей приобрели новые профессиональные навыки и стали предпринимателями.
Сайгид Магомедов, инженер СОТиПК Ирганайской ГЭС:
— Вот уже 15 лет в свободное от работы время я занимаюсь традиционным ремеслом жителей дагестанского горного села Унцукуль – насечкой металлом по дереву. Это редкая разновидность художественного промысла, сочетающего обработку дерева с нанесением орнамента из мельхиоровой или серебряной проволоки. Интерес к этому занятию у меня появился еще в школе, на уроках труда нас обучали азам. Дальнейшие тонкости я постигал самостоятельно в своей мастерской.
Дома я организовал полный цикл производства от изготовления деревянных заготовок до лакировки изделия. Для нанесения насечки подходят только древесина абрикоса, груши, ореха и кизила, поэтому на поиск материала требуется время. Ассортимент моих изделий большой: вазы различных форм и размеров, шкатулки, приборы для письменного стола, блюда для сухофруктов и конфет, ложки для обуви, трости, брелки, декоративные подковы. В основном спросом пользуются предметы, которые можно использовать в быту: солонки, органайзеры, подсвечники, карандашницы. Среди мужчин популярны кинжалы, сабли, ножи, ятаганы. Если раньше основными покупателями были жители республики, то сейчас это туристы.
Чем дольше я занимаюсь этим ремеслом, тем больше чувствую себя обязанным сохранить и передать свои навыки. Периодически организовываю мастер-классы для детей, надеюсь у кого-то из них в дальнейшем проявится более глубокий интерес. Это очень трудоемкая работа, например, на изготовление вазы от производства заготовки до финальной лакировки уходит не менее семи месяцев.
Опишу для примера только процесс лакировки, занимающий не меньше недели. Готовое деревянное изделие лакируется не щеткой или распылителем, его подвешивают вертикально вниз и поливают сверху жидким лаком. После того как весь лак стечет, с сосуда аккуратно удаляются последние капли, чтобы не оставалось бугорков. Каждый слой лака необходимо просушивать минимум 24 часа. Таких слоев в зависимости от породы дерева должно быть 5-7.
Общее количество моих изделий уже сложно подсчитать, но в каждое из них вложена моя любовь к родному краю и его традициям.
Ольга Ковалева, специалист отдела материального планирования Амурских электрических сетей ДРСК:
— Интерес к дереву у меня проявился еще в детстве, я много времени проводила в мастерской дедушки, который работал плотником. В 5 лет под его руководством сделала первую лопатку для теста. По-настоящему загорелась этим увлечением девять лет назад, когда в одной из поездок на природу я взяла нож и начала вырезать ложку. Стало любопытно, смогу ли я освоить этот вид творчества. Приобрела набор резцов и дальше понеслось. Сейчас у меня полноценная мастерская с инструментами, позволяющими выполнять многие работы.
Предпочитаю обрабатывать твердые породы дерева: ясень, дуб, карагач, фруктовые породы – особенно красива наша груша. Древесину заказываю по всей России от Приморья до Краснодарского края. Хотя наша область богата лесами, в основном тут растут хвойные деревья и береза, которые не очень подходят для моих изделий. Очень помогают знакомые, они знают, что если в саду спилена груша, то надо позвонить Оле.
Мои учителя – это книги, социальные сети, общение с мастерами. Увидев подходящую веточку, всегда что-то мастерю и обычно изделие тут же находит хозяина. Процесс обработки меня увлекает, никогда не знаешь, как поведет себя дерево после покрытия маслом, какой внутри проявится рисунок, как будет смотреться готовое изделие. Мои работы используются в качестве призов фестиваля исторической культуры «Албазино». Особенно горжусь тем, что сделала для местных реконструкторов по эскизам предметов, найденных на раскопках.
Мухаммат Мокаев, дежурный электромонтер Группы оперативного персонала Кашхатау ГЭС:
— Своим навыкам я обязан дедушке: в детстве часто наблюдал, как он занимается резьбой по дереву. От него по наследству перешла и мастерская, в ней все как прежде, только инструменты обновил.
Один-два дня в неделю я остаюсь наедине с деревом и творю. Каждый раз экспериментирую, мне не нравится повторять одно и то же. Изготавливаю столы, полки, шкафы, разделочные доски, менажницы. Для последних использую только природные материалы, после полной обработки изделие пропитываю натуральными маслами, предназначенными для кухонной утвари. Для своих изделий выбираю твердые породы дерева: дуб, ясень, бук, орех, карагач. Больше всего мне нравится мастерить торцевые разделочные доски: для каждой можно подобрать уникальный рисунок, склеивая разные породы древесины. Если делаю объемную работу, мне помогает брат, но в основном справляюсь один. Работа с деревом успокаивает, а когда получается сложное изделие, то это вдохновляет двигаться дальше.
Николай Борисов, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей Майинского РЭС ЦЭС Якутскэнерго:
— Моим первым учителем по обработке дерева стал папа, он научил строгать, клеить, красить. Сначала я делала рукоятки для топоров и молотков, поделки, потом научился изготавливать стулья, табуретки. Вместе с отцом мы строили дома, бани, гаражи, возводили крыши. Специально для работы с деревом возвел домашнюю мастерскую.
Преимущественно использую сосну и березу. Когда мне попадается в руки древесина, я внимательно ее разглядываю и мне приходят идеи, что можно из этого сделать. Например, это может быть декоративное панно. Для своей семьи изготовил кухонный стол со стульями. Когда искал для ребенка готовую кровать в виде машины, меня не устроила стоимость, поэтому взялся за дело сам. В итоге появилась детская кровать в виде фронтального погрузчика.
Недавно мастер народного промысла научил меня изготавливать батыйа. Это универсальное древковое орудие труда, которое заменяет якутам на охоте топор, пешню (лом для пробивания льда – Прим. ред.) и даже нож. Рукоять батыйа изготавливается из березы, так как она отличается своей прочностью.
Останавливаться только на обработке дерева я не хочу, сейчас интересуюсь холодной ковкой, мечтаю приобрести для этого специальный станок.
Александр Карасев, ведущий инженер группы сводного планирования ПТС Нижегородской ГЭС:
— Я родился, вырос и живу в Городце, который известен своими мастерами в различных промыслах. Это старинный город, в прошлом году ему исполнилось 870 лет. Издавна окна городецких домов украшали деревянными резными наличниками. Как правило, узор наличников не повторяется, благодаря чему каждый дом становится «эксклюзивным».
В прошлом году у меня появилось желание придать индивидуальности своему дому, украсив его наличниками. Процесс изготовления состоял из нескольких этапов. Сначала я нашел понравившийся узор, подогнал его под размеры окон, изготовил трафарет. Затем перенес рисунок на доски и выпилил лобзиком заготовки. Самым трудоемким оказался процесс ошкуривания и покраски элементов. Краску подобрал специальную – по дереву для наружных работ. Работал по будням вечерами и в выходные, отложив все остальные сезонные дела. На изготовление наличников для десяти окон дома ушло семь месяцев, но зато теперь мой дом радует глаз семьи, городчан и гостей города.