Ярче северного сияния

Как построить станцию на  вечной мерзлоте, как пустить ее в  срок, если не  готова турбина, – эти и другие задачи пришлось решать проектировщикам и  строителям Якутской ТЭЦ, которая дала первый ток в  1937 году. Их опыт лег в  основу проектирования последующих северных энергообъектов. За  бесперебойное энергоснабжение региона во  время ВОВ, за  вклад в  Великую Победу многие рабочие Якутской ТЭЦ были награждены медалями.

12.jpg Группа первых строителей Якутской ТЭЦ, 1936 год.

Считать своевременным

Якутске первая крохотная электростанция (локомобиль) была введена в эксплуатацию летом 1914 года. Ее мощность составляла всего 180 кВт. Неудивительно, что уже к концу 1920‑х годов она не могла удо­влетворить даже десятой доли потребностей растущего города в электроэнергии.

ЦИФРЫ

Якутская ТЭЦ сегодня:

1(1).png

12 МВт

установленная электрическая мощность

2(1).png

497 Гкал/ч

тепловая мощность

3(1).png

52 млн кВт·ч

годовая выработка электроэнергии

4(1).png

916 тыс. Гкал

годовая выработка тепла

В 1929 году Экономический совет РСФСР включил возведение новой Якутской городской электростанции в число перво­очередных строек. Изначально мощностью 430 кВт. Однако уже через два года в постановлении Энергоплана при энерго­секторе ВСНХ страны были озвучены другие цифры: «Считать теплострои­тельство в г. Якутске мощностью от 2000 до 3000 кВт своевременным». А 23 марта 1931 года была утверждена еще более значительная мощность – 3000 кВт с последующим расширением до 5000 кВт.

В конце 1920-х годов на территории Якутии началась активная разработка природных ресурсов. Хозяйственное освоение территорий криолитозоны потребовало организации и координации исследований свойств вечномерзлых грунтов, разработки методов строительства в этих специфических условиях. В ноябре 1930 года в системе Академии наук была организована Комиссия по изучению вечной мерзлоты. Ее председателем стал известный гео­лог, исследователь Сибири и вечной мерзлоты академик Владимир Обручев.

Проект Якутской ЦЭС создавался с учетом условий вечной мерзлоты одним из первых в 1932 году. В проектировании принимали участие лучшие специалисты Советского Союза, представители Государственного электротехнического треста, Госпроектстроя, Всесоюз­ного электротехнического объединения «Теплоэлектропроект», Коммунэнергостроя и даже иностранные инженеры. Все это свидетельствовало об одном: возведению электростанции в далекой Якутии придавали огромное значение. Мировая практика еще не знала такого крупного строительства в условиях вечной мерзлоты, вдали от промышленных районов.
19.jpg Слесарь электростанции Ф. Аксенов, 1955 год.

Больше нигде в мире

В феврале 1932 года Совнарком утвердил площадку электростанции на берегу Лены, что было удобно для доставки угля и обеспечивало станцию водой из реки для организации проточной системы охлаждения.

Возведение подобного объекта и сегодня дело весьма непростое, а в начале 1930-х годов эта грандиозная стройка потребовала не только новейших технологических решений, но и само­отверженного, героического труда людей, которым пришлось работать в тяжелейших климатических условиях.

Согласно техническому проекту на Якутской ЦЭС должны были установить два турбогенератора мощностью по 2500 кВт Невского завода им. В. И. Ленина. Но своевременное их получение оказалось невозможным. Чтобы выполнить план и во что бы то ни стало подать энергию потребителям, в Якутск доставили турбину «Бельтфорт» 1913 года выпуска мощностью 750 кВт, которая была демонтирована с текстильной фабрики «Красная Роза» в Москве.

3 октября 1937 года Якутская центральная электростанция мощностью 750 кВт дала пробный ток, а 7 ноября была торжественно пущена в эксплуатацию.

В те годы возведение столь мощного объекта в условиях вечной мерзлоты было единственным подобным примером в мировой практике энергостроительства. В 1936 году секретарь Русско-американской торговой палаты Браун отмечал, что нигде в мире в вечной мерзлоте не воздвигались подобные установки. Консультант по строительству Днепрогэс полковник Купер отмечал, что проект содержал много инженерных вызовов, «из разрешения которых технический мир почерпнул много поучительного». 

По данным на 14 мая 1938 года, коллектив станции насчитывал 114 человек. Самым большим был штат котельно-машинного цеха – 41 человек. В ремонтном цехе были заняты 23 работника, еще 18 числились в электрическом цехе. За углеподачу и золоудаление отвечали 16 человек.

В 1938 году на станции был смонтирован турбоагрегат СР‑20 мощностью 2500 кВт производства Кировского завода (г. Ленинград). В феврале 1939 года в штате ЯЦЭС были уже 214 человек.

Строительство Якутской ЦЭС напрямую повлияло на дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие региона. А накопленный опыт пригодился при проектировании многих северных электростанций.
IMG_0347(1).jpg Вечная память героям!

В годы войны

В 1941 году коллектив станции возглавил Николай Шилин, который проработал на этом посту 10 лет. Под его руководством Якутская ЦЭС из года в год перевыполняла промышленные и финансовые планы, а коллектив получил 25 государственных премий. В 1943 году постановлением Комитета обороны №1609 и приказом Наркомхоза РСФСР №41 Якутскую ЦЭС приравняли к станциям РСФСР и отнесли к первой группе электростанций.

В первый год Великой Отечественной ­войны защищать Родину с оружием в руках были призваны 82 работника Якутской центральной электростанции, в основном квалифицированные рабочие. К 1944 году эта цифра выросла до 163 человек. 13 из них пали смертью храбрых на полях сражений. Их имена увековечены на памятном обелиске, установленном на территории Якутской ТЭЦ.

В те тяжелые военные годы места фронтовиков заняли женщины и подростки. ­Курсами по подготовке кочегаров, машинистов и аппаратчиков стали руководить опытные рабочие. За годы войны они обучили 236 специалистов. Люди работали по 12, а иногда и по 16 часов. Особенно трудно было на площадке по разгрузке угля, который по реке Лене доставлялся с Кангаласского рудника. Ежедневный объем твердого топлива для нужд станции составлял 20 тонн. Баржи, на которых доставлялся уголь, нужно было освобождать как можно быстрее – их уже ждали для перевозки хлеба и других необходимых городу грузов. На разгрузку шли все – рабочие, инженеры, даже бухгалтеры.

В годы войны коллектив станции неодно­кратно награждался переходящим Красным знаменем, занимал призовые места в соревнованиях электростанций энергетической отрасли. Работники станции перечислили более 19 тыс. рублей на строительство танковой колонны. За бесперебойное снабжение электроэнергией, за вклад в победу над фашистской Германией многие рабочие электростанции были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Впятером — за шестерых!

Все послевоенные годы коллектив ­станции свято чтит память ушедших на фронт и не вернувшихся с полей сражений. Так, в честь 25-летия Победы электромонтеры электроцеха взяли на себя обязательство включить в состав своей бригады погибшего на фронте электромонтера Иннокентия Корзинникова и 14 дней выполнять выработки за него.

Вот как об этом писала газета «Молодежь Якутии»: «Их было пять. Но эти две недели они работали за шестерых. Шестым стал человек, который мог бы быть их товарищем, хоть и родился на четверть века раньше. Постареть он так и не успел. Вечно молодым его сделала война».

Двухнедельное задание бригада ­выполнила на 127%. Заработанные деньги перечислили на сооружение мемориальной доски погибшим якутским энергетикам.