Вестник РусГидро









Долгая дорога к победе

Побывать в местах, где несколько десятилетий не ступала нога человека, преодолев 300 километров по труднопроходимой местности, пройти через 10 неизвестных перевалов и пять вершин, включая легендарную гору Ямбуй, – все это сделала команда под руководством ведущего инженера Владивостокской ТЭЦ‑2 ДГК Владимира Шкрябина. Поход, продлившийся 21 день, занял второе место на чемпионате России по спортивному туризму – 2020.

Пеший поход состоялся в августе прошлого года, но результаты чемпионата были подведены судейской комиссией только в конце декабря. О подготовке и своих приключениях читателям «Вестника» рассказывает сам Владимир.

Справка

Владимир Шкрябин
Возраст – 48 лет
Стаж работы на Владивостокской ТЭЦ-2 – 25 лет
Заслуженный путешественник России
Спортивный разряд: мастер спорта по спортивному туризму

Подготовка

Принять участие в чемпионате России – 2020 наша команда решила еще в 2018 году. Был придуман и реализован пеший маршрут протяженностью более 300 км по Становому хребту – горной цепи в южной части Дальнего Востока на границе между Амурской областью и Якутией. Согласно регламенту чемпионата, это был маршрут 6-й категории – самой сложной. Всего в нашей дисциплине приняли участие 15 команд, каждая из которых представляла один из регионов России.

Сама подготовка заняла почти год. Мы готовили карты, рассматривали космические снимки, искали хоть какую-нибудь информацию про район похода. Кроме поверхностного описания одного из перевалов, на маршруте больше ничего не нашли, но тем и интереснее. Последний раз люди были на горе Ямбуй в 1948 году. Перед походом вся группа прошла полугодовую стажировку, лекционный и практический курс по применению альпинистско-туристского снаряжения, чтобы до автоматизма натренировать прохождение перевалов.

Рады, что взяли второе место. Только за новизну маршрута получили на 10 баллов больше остальных команд, однако проиграли в безопасности, так как вместо изначально планировавшихся восьми человек на маршрут вышло всего четверо: остальные не смогли из-за коронавируса.

Снаряжение

Существует почти идеальный список снаряжения, который делится на личное и общественное. Из общественного у нас была одна 4-местная палатка, котелки, маленькая пила, веревки 50+100 метров, надувные гондолы для маленького плотика (переправляться через реку). В личном снаряжении важную роль играли качественный рюкзак и ботинки – я, например, пошел в обуви РусГидро, и она не подвела: дошла до финиша! Кроме того, не обошлось без гортексовой куртки от дождя и накомарника от гнуса, облегченной каски и альпинистского снаряжения. Средний расклад в рюкзаке у каждого получился такой: 11 кг сухой еды на все дни, 5 кг общего и 12 кг личного снаряжения. Итого 28 кг на плечах.

ЦИФРА

28 кг

на плечах: 11 кг сухой еды на все дни, 5 кг общего и 12 кг личного снаряжения

Поход

Cложностей хватало еще на этапе подготовки. На чем добраться до точки старта, расположенной в 300 км от ближайшего жилья? Как получить пропуск на частную дорогу, ведущую в нужном направлении? Это лишь два из множества оргвопросов, которые пришлось решать, планируя поход. Ненамного легче было и во время самого путешествия. В среднем шли по 15 км в день, но на очень сложных участках – меньше. Преодолевали вершины, заснеженные перевалы, длинные каменистые траверсы хребтов, заросли непроходимого кедрового и ольхо­вого стланика, болота. Ко всему этому мы, ­впрочем, были готовы. А вот, наверное, самым сложным было прохождение бродов в ледяной воде. В среднем за день «бродили» по 30 раз.


Мы стали первопроходцами Станового хребта – шли по неизвестным вершинам, с перепадом высот в 26 км. Увидев то, что никто до нас не видел, отсняли 4,5 часа видеоматериала и множество фотографий, написали подробный технический отчет для конкурсной комиссии и теперь делимся своим эксклюзивом.

Перекрытие Зеи и другие впечатления

Нас поразили величественные реки с каменистыми берегами, иногда закованные в крутые скальные берега. Громадные каньоны, наполненные льдом и выбивающимися из-подо льда бурными потоками воды. Многометровые каскадные водопады, прохождение которых занимало иногда весь день. Дойдя до верховьев реки Зея, мы «перекрыли» ее, всего лишь подставив ладошки под тоненькую струю воды. Озеро Ченгере-Кюэль на стыке границ Якутии, Хабаровского края и Амурской области впечатлило своей первозданностью! А расположенный в 300 метрах от озера перевал мы назвали в честь 25-летия нашего спортивно-туристского клуба.

Туристический быт

Наш поход проходил как по долинам рек, так и по горам, на которых минимум растительности. В зоне леса мы утром, в обед и вечером готовили на костре, спиливая сухостой или собирая ветки для костра на берегу реки. У костра, конечно, можно и посушиться, и погреться. А в горах, где нет ни деревьев, ни кустов, а иногда и травы, готовили на газовой горелке, ей же плавили снег для пищи и чая. После дождей в горной местности сушились на солнышке, если по плану был отдых. Если же планировалось восхождение, то надевали мокрое и шли дальше. Тем более что штаны и рубашки, изготовленные из специальной ткани, быстро просыхали во время движения.

Ели в основном обычную походную еду, заранее приготовленную и расфасованную по количеству дней похода – по полкило продуктов в день на человека. Это сухари, сушеное мясо, сало, колбаса, крупы, шоколад… Немножко «пролетели» по количеству соли, но нам регулярно попадались грибы, и мы добавляли их в суп, кашу и даже в чай. То же самое с ягодами: они как витамины потреблялись в естественном виде и добавлялись во все блюда.

Неожиданные встречи

Чаще всего встречали северных оленей — по одному, по два и большими стадами. Маленькие, красивые, с огромными шикарными рогами. Кроме них были заяц, утка и, конечно же, медведи... Их на нашем пути попалось 11, и двое из них даже пробовали на нас нападать — наверное, хотели съесть.

В одном случае мы шли по хребту, а внизу, в долине, на 300 метров ниже, паслась медведица с медвежонком. Увидев нас, она с такой скоростью рванула вверх, что уже через минуту оказалась в 15 метрах от нас! Страшно, конечно, было! Мы свистели, шумели, орали, кидали камни... Что помогло, не знаю, но зверь передумал нападать и ретировался.

За весь поход дважды медведи пытались напасть на путешественников. В одном из случаев это была медведица с медвежонком.

Во время спуска с перевала Виолены встретились уже с матерым медведем. Первым на спуск шел я и, закрепившись на склоне примерно в 50 метрах от подножия, заметил зверя прямо перед собой. Водно мгновение отстегнулся от веревки и без страховки перелез на ближайший скальный выступ. Орал и свистел как ненормальный, а медведь был уже в десяти метрах… Но на счастье, один из брошенных мной камней разбился о скалу, зверя задело разлетевшейся «шрапнелью», и он отошел, но недалеко. В результате мы два часа висели на скале, после чего тихонько спустились, обошли его стороной и развели костер. Только после этого медведь оставил нас в покое.

Планы на будущее

В 2021 году наша группа планирует реализовать еще два проекта на Дальнем Востоке России: пешеходный поход 5-й категории сложности на малопосещаемую гору Берилл – эта высочайшая точка Хабаровского края находится в горной системе Сунтар-Хаята (высота – 2933 метра над уровнем моря). И парусный поход на катамаране на Шантарские острова, куда попасть можно только по воде или на вертолете. Подготовка снаряжения и экипировки уже в полном разгаре, анализируем нитки маршрутов, готовимся физически, морально и финансово.