«Нельзя требовать от персонала того, чем сам пренебрегаешь»

Алексей Степанов уверен: лучшая статистика – это ноль.



Весной этого года департамент производственной безопасности и охраны труда ­РусГидро возглавил Алексей Степанов – человек, посвятивший половину трудовой жизни вопросам безопасности производства и людей. О том, что предстоит изменить в этой важной для любого промышленного предприятия работе и меняется ли с годами отношение людей к ­охране труда, он рассказал «Вестнику ­РусГидро».


НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

– Алексей Юрьевич, положением дел в сфере охраны труда и производственной безопасности РусГидро можно по праву гордиться. Наши филиалы из года в год получают весьма высокие оценки за отличную работу в этом направлении. По вашему мнению, нужно ли что-либо совершенствовать или достаточно лишь поддерживать существующий порядок?

– Инженерам-инспекторам никогда нельзя расслабляться. Даже если статистика производственного травматизма на предприятии близка к идеалу, поддерживать этот уровень гораздо сложнее, чем снижать неблагополучные показатели.

– Говорят, что у инженеров по охране труда есть такая профессиональная ­черта – сразу, буквально с порога, замечать нарушения. Вот вы, вступив в новую должность, уже заметили недочеты? 

– Новый человек всегда замечает больше, потому что глаз «свежий». К примеру, на VII Всероссийских соревнованиях оперативного персонала ГЭС по региону «Запад» заметил у конкурсантов немало нарушений техники безопасности, особенно на этапе пожаротушения: проверка отсутствия напряжения, неправильное применение специальных средств индивидуальной защиты. Конечно, сказалось волнение, но повод задуматься есть. Ведь в реальных условиях такие ошибки могут обойтись очень дорого. Поэтому после прохождения отборочного этапа по региону «Восток» мы обобщим наши замечания и выработаем план конкретных действий. В этом, на мой взгляд, и состоит еще одна цель этих соревнований: не только выявить лучших оперативников страны, но и повысить безопасность условий труда и производства работ. Для меня особенно важно, чтобы это вылилось в конкретные проекты, а не в формальную подготовку очередного распоряжения или стандарта. Потому что бумагу прочтут руководители, ну, еще два-три человека, а практическим навыкам техники безопасности нужно обучить всех без исключения сотрудников компании. 


ГОД ПОД ЗНАКОМ БЕЗОПАСНОСТИ

– 2016-й в РусГидро объявлен Годом ­охраны труда и техники безопасности. Расскажите, пожалуйста, какие мероприятия проходят в филиалах и ДЗО холдинга.

– Мы утвердили целый ряд документов, направленных на снижение производственных рисков, разработали план мероприятий по улучшению условий труда с учетом последних рекомендаций Мин­здравсоцразвития, подготовили и реализуем положение о проведении дней охраны труда и техники безопасности РусГидро ­– раньше такого документа в компании не было. Единый день охраны труда проводится раз в квартал, по его итогам мы сравниваем результаты, обобщаем опыт филиалов и разрабатываем следующие меро­приятия. Работы много, ведется она планомерно, и результаты уже есть. К примеру, по итогам Всероссийского конкурса «Успех и безопасность», проводимого Министерством труда, филиалы компании заняли высокие рейтинговые места в номинациях «Лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы» (в категориях с численностью работников более 500 человек и до 500 человек) ­среди предприятий, занятых производством электроэнергии, и в целом по России. А победителями ­внутри компании стали Каскад Верхневолжских ГЭС, Чебоксарская и Воткинская станции. ­РусГидро получило благодарственное письмо от Минтруда, в котором отмечаются заслуги компании по снижению производственного травматизма, а победители конкурса, безусловно, будут поощрены.

– Призовые места – это, конечно, здорово. Но ведь главное, наверное, – это отсутствие несчастных случаев на произ­водстве? Сколько их произошло в этом году?

– Поскольку инженеры-инспекторы в отношении статистики чрезвычайно суеверны, прежде чем озвучивать цифры, постучу по дереву (смеется). В этом году несчастных случаев в РусГидро не произошло, три зафиксированы в подрядных организациях.


ПРИДИРКИ ПОЛЕЗНЫ

– Для столь крупной компании это, наверное, блестящий результат…

– Блестящий результат – это ноль, и к нему мы должны стремиться. Мне часто говорят, что такое невозможно в принципе. Но если, к примеру, бригада из 10 человек может отработать год без единого инцидента, то и компания, в которой трудятся десятки и даже сотни тысяч сотрудников, может, поскольку она состоит из этих самых условных бригад по 10 человек! Если каждый работник будет соблюдать правила ­охраны труда, то по итогам года мы получим нулевой травматизм вне зависимости от численности персонала в компании. Кстати, сейчас мы готовим изменения в стандарты ­РусГидро по требованиям в части охраны труда к подрядным организациям. Они должны быть такими же жесткими, какие мы предъявляем к собственному персоналу, и стать неотъемлемой частью договора. 

– Алексей Юрьевич, вы посвятили вопросам охраны труда и производственной безопасности существенную часть своей жизни. Не секрет, что профессия эта не самая престижная, да и отношение производственного персонала к инженерам-инспекторам оставляет желать лучшего…

– Знаете, если бы в начале моей карьеры мне кто-то сказал, что я буду заниматься ­охраной труда, я бы, наверное, посмеялся. 

– Почему?

– Потому что и сам, работая в оперативной службе ТЭЦ-22, где начинал трудовой путь, весьма негативно относился к инспекторам по охране труда. Мне казалось, что они излишне придираются. Но столкнувшись с реальными несчастными случаями, произошедшими с моими коллегами и товарищами, понял: требования охраны труда к соблюдению обязательны. Любой инспектор скажет вам, что правила техники безопас­ности написаны кровью.


«ВЫСОТА» КАК ФИЛЬМ УЖАСОВ

– Как вы считаете, в последние десятилетия отношение работников к производственной безопасности в целом меняется в лучшую сторону?

– Безусловно. Согласитесь, сейчас встретить на электростанции человека без каски – это нонсенс. А ведь еще пару десятилетий назад все прекрасно без них обходились. Или, к примеру, советские художественные фильмы о производстве. Та же «Высота» – это кошмар инженера-инспектора! Люди работают без касок, спускаются по канатам, без страховки, главный инженер на все это смотрит и восхищается: «Вот лихач!» Понятно, что сейчас такое просто невозможно. 

– За годы работы вам приходилось сталкиваться с очень серьезными случаями нарушения техники безопасности. Какой из них запомнился больше всего? 

– Любой несчастный случай – это череда нарушений, и практически все они остаются в памяти, особенно те, в результате которых погибли люди… Но один из инцидентов, с которым мне пришлось столкнуться несколько лет назад, запомнился больше всего, потому что к несчастному случаю привело огромное количество нарушений правил техники безопасности, допущенных всеми его участниками. ВЛ-110 кВ была выведена в ремонт для проверки изоляции. Линия подчиняется двум диспетчерам – с одной и другой стороны. Но у одного из диспетчеров в ремонт была выведена еще одна линия, и контролировать он должен оба процесса. Бригада, ремонтировавшая первую линию, прибыла на объект и перед началом ремонта должна была заземлить линию с обеих сторон от рабочего места. На деле же переносное заземление установили только с одной стороны, причем не закрепили должным образом. Тем временем на другой линии работы завершились. Диспетчер позвонил своему коллеге, у которого в ремонте две линии, и сказал: «На линии такой-то работы закончены, включай». – «Понял, включаю», – и включил ту, на которой еще работали люди. Небрежно установленное переносное заземление начало искрить и плавиться, расплавленный металл попал на ноги дежурному слесарю, в результате он был тяжело травмирован. Если бы диспетчер повторил, какую именно линию нужно включить, если бы второй диспетчер не остановил первого, не получив подтверждения правильно понятой команды, если бы рабочие установили заземление правильно, если бы дежурный слесарь надел под спецодежду не синтетическое, а хлопчатобумажное трико, как это предписано правилами техники безопасности, трагедии бы не произошло. 

– А вы правила всегда соблюдаете?

– Всегда. Потому что нельзя требовать от персонала того, чем сам пренебрегаешь.

Родился: 24 октября 1964 года в городе Дзержинском Московской области.
Учился: окончил МЭИ по специальности «инженер-электрик» в 1988 году.

Работал
: трудовую деятельность начал на ТЭЦ-22 Мосэнерго, где прошел путь от старшего электромонтера до начальника смены станции. В 2002–2004 годах работал в Мосэнерго специалистом по расследованию аварий, начальником службы охраны труда и надежности. С 2004 по апрель 2016 года занимал руководящие должности в бизнес-единице №2 «РАО ЕЭС России», ЗАО «КЭС», ТЭК Минэнерго РФ, НК «Роснефть», ОАО «МРСК Центра и Приволжья». С мая 2016 года – заместитель главного инженера – ­ру­ководитель департамента производственной безопасности и охраны труда РусГидро.

Награды: звание «Почетный энергетик», благодарность Правительства РФ за большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, грамота Президента РФ к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи».