Особенная DATA

2 февраля Председатель Правления – Генеральный директор РусГидро Виктор Хмарин дал старт работе нового Ситуационно-аналитического центра компании (САЦ). «Вестник» побывал на открытии центра, а также поговорил с руководителем САЦ Русланом Магадеевым о новых возможностях, открывающихся перед компанией в сфере ситуационного управления работой энергообъектов.

«Уважаемый Виктор Викторович! Докладывает оперативный дежурный САЦ Горбунов. Оперативная обстановка на объектах Группы РусГидро удовлетворительная. Обесточенных потребителей нет. Все гидроузлы работают в соответствии с указаниями Федерального агентства водных ресурсов и диспетчерскими графиками Системного оператора. Топливообеспечение на тепловых станциях Дальневосточного федерального округа находится в соответствии с заданными нормативами», – такими словами Виктора Хмарина встречают в ситуационном зале нового центра.

САЦ – это главная точка сбора и анализа информации о работе всех энергообъектов компании. Мониторинг оперативной обстановки ведется круглосуточно, в зоне особого внимания – отклонения от нормальных режимов в работе оборудования, изменения состояния оперативных схем энергообъектов и электрических сетей, ограничения электроснабжения потребителей, контроль запасов топлива, возникновение ЧС природного и техногенного характера, неблагоприятные метеоусловия в зоне эксплуатационной ответственности Группы РусГидро. Оперативную и, самое главное, достоверную информацию помогают получать с мест современные технологии обработки, визуализации и анализа данных.

«Ввод нового САЦ, где максимально задействованы возможности современных цифровых технологий в области ситуационного управления, – важный шаг на пути повышения надежности и качества электро- и теплоснабжения потребителей и схем выдачи мощности электростанций», – отмечает Виктор Хмарин.

Как на ладони

Экскурсия начинается в ситуационном зале. Здесь три компьютеризированных кросс-функциональных рабочих места. В случае возникновения кризисных ситуаций два запасных рабочих места используются под «усиление». Рабочие места абсолютно эргономичны. Если человек, например, устал сидеть, то он может нажатием кнопки поднять столешницу и продолжить работать стоя. Каждое место оборудовано панелью управления, на которую централизованно выведены все возможные манипуляции – от управления видеостеной и ВКС до регулирования микроклимата и освещения.

DSC_6788_L.jpg

Справка

Решение о создании САЦ в офисе РусГидро на улице Архитектора Власова, 51 было принято в ноябре 2017 года. В 2018-м были разработаны концепция информационной системы поддержки деятельности САЦ, проект эргономики и технологического оснащения, а строительство началось в 2019 году.

Функциональное «украшение» ситуационного зала – видеостена. Сюда для оценки текущей ситуации и динамики ее изменения, в условиях непрерывно поступающей информации, выводится значительный объем данных. В случае аварийной ситуации экран может быть условно поделен на несколько частей: для штатной работы оперативного дежурного и для привлеченных специалистов, работающих над нештатной ситуацией.

Сейчас стоит задача перевести все оперативные подразделения Группы РусГидро на новый вертикально интегрированный программно-информационный комплекс с целью сокращения времени передачи оперативной информации и реагирования на нештатные ситуации, а также расширения аналитических функций обработки данных для последующего принятия управленческих решений.

Виктор Хмарин,

Председатель Правления – Генеральный директор РусГидро

Дежурные также отслеживают новостные ленты, поэтому две панели на видеостене могут работать как телевизоры. Так, телеканал «Россия 24» транслируется здесь круглосуточно.

Технологическое оснащение – это, конечно, важно, но ключевой момент все же в том, какая информация есть в распоряжении работников САЦ. Это, например, отображение основных параметров режима и состояния оборудования электростанций Группы РусГидро.

По каждому энергообъекту можно посмотреть электрическую схему со всеми основными параметрами работы оборудования. Здесь же оперативный дежурный видит факт отклонения от нормальных значений. Основное окно – централизованная информация о текущем режиме энергообъектов: данные мощности основных электростанций, перетоки активной мощности по основным ЛЭП, потребление мощности, изменения уровней водохранилищ, частота в ЕЭС России, ОЭС Востока и в территориально изолированных энергосистемах, нагрузка по основным электростанциям в режиме реального времени. Для удобства мониторинга используется карта объектов с обозначением всех значимых нештатных ситуаций, которые произошли за определенный период.

Так происходит работа с «Лентой ситуаций».

Любые данные с монитора дежурного легко можно отобразить на видеостене. Важно и то, что все основные показатели собираются практически без участия человека – с помощью потоков телеметрической информации с объектов.

Еще один источник информации – «Лента ситуаций», которую в свою очередь ведет оперативный персонал на энергообъектах. На рабочих местах оперативного персонала (начальника смены станции, диспетчеров, оперативных дежурных энергообъектов) установлен вертикально интегрированный программный комплекс, который позволяет оперативно заносить информацию об отключениях, пожарах, других нештатных ситуациях, и таким образом информация без промежуточных этапов попадает ко всем, кто имеет доступ к системе.

Благодаря «Ленте» скорость доведения информации и эффективность ее верификации увеличиваются в разы, а это была одна из главных задач, ставившихся при разработке проекта модернизации центра. Кроме того, было разработано мобильное приложение «Ленты», которое позволяет руководителям получать данные буквально из первых рук.

Раньше оперативный дежурный САЦ мог оперировать сухими фактами информации, получаемой по телефону или электронной почте от оперативного персонала объектов. Сейчас он, например, получает информацию из системы и сразу может понять, где произошло отключение, какая линия и сколько на ней потребителей, есть ли у нее резервирование. Благодаря этому руководство оперативно получает от САЦ данные и рекомендации по принятию решений.

Станислав Терентьев,

директор Департамента информационных технологий РусГидро

Хранить секреты

Следующий пункт осмотра – серверная. Здесь находится вся цифровая начинка САЦ: отдельный сервер, рабочие станции, контроллеры для экранов и видеостены, оборудование для проведения презентаций и ВКС и прочее оборудование.

В САЦ также размещен Корпоративный центр обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, который входит в РусГидро ИТ Сервис. Защищенность информационных систем становится особенно актуальной в условиях модернизации ситуационного управления в Группе РусГидро.

Всего под контролем у подразделения более 4200 корпоративных компьютеров, серверов и внешние информационные ресурсы. Ведется учет любых действий, выполняемых пользователями в периметре корпоративной сети. Даже самая, казалось бы, обычная ошибка при вводе пароля здесь фиксируется как инцидент, ведь это может быть и попытка взлома.

Сейчас завершен только первый этап создания информационной системы для САЦ. Следующий шаг – создание аналитического инструмента поддержки принятия решений, включающего в себя в том числе «деревья отказов» и обмен информационными моделями объектов с Системным оператором. В результате, если произойдет какая-то авария, будет понятно, что за оборудование, кто производитель, когда был последний ремонт и что происходило с этим оборудованием ранее. Это позволит определять причины аварии, влияние смежного оборудования, а главное – прогнозировать возможное развитие событий и оперативно принимать меры по минимизации последствий.

Маргарита Филатова, главный эксперт РусГидро ИТ сервис презентует работу Корпоративного центра обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.