С высоты пролитых вод

Первый и ценнейший опыт строительства высоконапорных электро­станций – так охарактеризовали советские газеты пуск Гизельдонской ГЭС, построенной по плану ГОЭЛРО. О роли первой мощной горной гидро­электростанции в жизни страны и ее огромном вкладе в победу в Великой Отечественной войне расскажем в нашем материале.

Все началось с мечты


Гизельдонская ГЭС, построенная на одноименной реке у села Кобан, дала начало большой гидроэнергетике Северной Осетии. И сегодня станция является одной из старейших действующих ГЭС не только Северного Кавказа, но и России. На момент ввода в эксплуатацию она была самой высоконапорной гидроэлектростанцией в Европе, а в настоящее время использует самый большой напор и самую большую мощность ковшовых гидроагрегатов после Зарамагской ГЭС-1. Кроме того, здание Гизельдонской ГЭС входит в перечень памятников культурного наследия России. А началась история Гизельдонской ГЭС с… обычного человека. Никому не известный самоучка-изобретатель из Даргавса Циппу Байматов, однажды построивший мельницу, мощностью превосходившую все мельницы в округе, задумал, казалось бы, невозможное – повернуть вспять гизельдонский водопад Пурт и использовать его энергию. Именно ему и принадлежит идея строительства гидроэлектростанции в горах. На протяжении многих лет Байматов наблюдал и фиксировал водный режим реки Гизельдон, производил съемки местности, изучал рельеф. Не имея профессионального образования, он сумел составить эскизный вариант и экономическое обоснование ГЭС. Свой проект отнес специалистам. В государственных учреждениях вежливо закивали и на долгие 10 лет положили предложение «чудака» под сукно. Но когда в Северную Осетию приехала экспертная комиссия Главэлектро, о Циппу вспомнили. Известные инженеры поддержали идею создания первой в Осетии электростанции на реке Гизельдон. Мечта Байматова начала сбываться. 

цифры

14 200 т  цемента
500 т арматуры
16 600 м3  леса

было использовано при строительстве Гизельдонской ГЭС 

Машинный зал Гизельдонской ГЭС_S10.jpg Машинный зал Гизельдонской ГЭС.

Пройти через испытания

В марте 1927 года Центральный электротехнический совет утвердил проект Гизельдонской ГЭС. По нему воды Гизельдона, подпертые плотиной, через водозаборное сооружение по напорному тоннелю направлялись в трубопровод и далее на турбины. Излишки воды через водослив шахтного водозаборного сооружения поступали в сбросной тоннель и далее по быстротоку сбрасывались в русло реки ниже плотины. Строительные работы начались в этом же году. Однако через два месяца были при­остановлены – по причине отказа Грознефти, крупного потенциального энерго­потребителя, финансировать работы. Но настойчивость руководства республики помогла возобновить строительство. Электрификация региона затрагивала интересы всех без исключения, и эту особенность отрасли умело использовали в борьбе за станцию. Однако строительство консервировалось потом еще дважды: для уточнения геологии и изменения основ проекта – опыта строительства высоконапорных ГЭС тогда в стране еще не было. В Гизельдонстрой с консультация­ми приезжали главный инженер Главгидро­энергостроя академик Борис Веденеев и другие ведущие ученые Советского Союза, а также иностранные специалисты. В строи­тельстве станции приняли участие ­тысячи жителей со всей страны – в разные годы было занято от 600 до 1200 человек. Среди них были целые трудовые семьи, инженеры и техники, видные ученые. Серьезные трудности возникали из-за местных условий: горная специфика района тормозила работу. Строительство ГЭС проходило практически вручную, с минимальным применением механизмов и строительной техники. Тоннель проходили кирками, отбойными молотками и динамитом. Приходилось бороться со многими сложностями: обвалами в тоннеле, оползнями по трассе водовода, сильными паводками на реке. В качестве транспорта использовалась не только техника, но и лошади с волами. Подъем грузов в горы на первых порах строительства осуществлялся гужевым транспортом, а затем канатным подъемником (бремсбергом), получавшим электропитание от временной ГЭС мощностью 270 кВт с напором 140 м и тепловой электростанции мощностью 100 л. с. От этих станций были запитаны компрессорные станции в голове и у штреков напорного тоннеля, а также рабочий поселок. 

29 июля 1934 года Гизельдонская ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию. Ее мощность составила 22,8 МВт. Используя наи­­более благоприятный в топографическом отношении участок реки (312 м напора при длине деривации 2670 м), она стала первой гидроэлектростанцией на Северном Кавказе и самой высоконапорной не только в СССР, но и во всей Европе – до этого момента нигде еще с высоты 350 м вода как движущая сила не поступала в турбины. Оборудование для станции поставлялось крупнейшими заводами Москвы, Ленинграда, Харькова. Работая в параллели с грозненскими электростанциями, в послевоенные годы она вошла в параллельную работу с энергосистемой ­Северного Кавказа. Строительство Гизельдонской ГЭС. 1931 г_S10.jpg Строительство Гизельдонской ГЭС. 1931 год.

А завтра была война

Великая Отечественная война вмешалась в развитие гидроэнергетики Северной Осетии. 7 августа 1942 года в связи с приближением боевых действий в республике было объявлено военное положение. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) имел большое стратегическое значение: отсюда открывались выходы к перевальным дорогам в Закавказье и прямой путь к грозненской и бакинской нефти. Ее захват грозил Советскому Союзу серьезными энергетическими и экономическими потерями. Имея превосходство в численности армии и техники, немецкие войска уверенно двигались к своей цели: ­летом были оккупированы Крым, Ростовская область, Ставрополье. А в конце октября бои завязались вблизи Гизельдонской ГЭС, в районе селений Верхняя Саниба и Дзуа­рика. Создалась угроза захвата станции, которая с начала войны питала электричеством не только всю республику, но и грозненские нефте­скважины. Государственным ­комитетом обороны (ГКО) было принято решение демонтировать часть оборудования и эвакуировать его в Туркмению. В короткие сроки два гидроагрегата, шесть фаз трансформаторов, шесть масляных выключателей и другое оборудование подготовили к отправке. Все это везли от станции до железнодорожной ветки – почти 30 км – по горным дорогам. В качестве тягача использовали танки. На ГЭС оставался в работе лишь один гидроагрегат с одной группой силовых (однофазных) трансформаторов мощностью около 10 тыс. кВА, который снабжал электроэнергией действующие заводы и военные госпитали Орджоникидзе. 

Несмотря на близость боевых действий, Гизельдонская ГЭС питала электроэнергией промышленные предприятия, выпускавшие военную продукцию. А сотрудники станции обеспечивали бесперебойную работу грузового бремсберга Подпурт – Кахтисар. Этот канатный подъемник связывал нижнюю часть Гизельдонского ущелья с плоскогорьем и являлся единственным средством транспортного сообщения, по которому переправлялись боеприпасы, продовольствие и снаряжение в Дигорское и Алагирское ущелья, где сражались воинские части, отрезанные от основных сил Красной армии. Бои шли совсем близко от ГЭС, поэтому остававшийся в работе гидроагрегат и другое оборудование были заминированы на случай их захвата врагом. Принимая во внимание стратегическое значение Гизельдон­ской ГЭС, немецкое командование поставило задачу перед лучшими асами своего 4-го воздушного флота – разбомбить станцию. С южной и северной стороны ГЭС была под защитой советских зениток. Для вражеских летчиков оставался лишь один путь для подлета – ­через высокую отвесную скалу. Нахождение Гизельдонской ГЭС в теснине Кобанского ущелья создавало для немецких пилотов крайне затруднительные условия. Один из самолетов, снизившись для прицельной атаки, разбился, врезавшись в гору. За все время бомбардировок лишь одна бомба упала на территорию Гизельдонской ГЭС, но не взорвалась. Она пролежала в русле отводящего канала 2-го агрегата много лет. Только в 1960 году 200-килограммовая бомба была поднята подъемным краном, которым управлял работник ГЭС Петр Тарасов, вывезена и уничтожена. 

Вернуть и восстановить

Прорваться к Гизельдонской ГЭС войскам вермахта не удалось. В 1943 году, когда враг был отброшен, начались восстановительные работы. Вскоре ГКО поставил перед начальником цеха ГЭС Хаджумаром Макоевым задачу по возвращению оборудования из эвакуации. Скорейшее восстановление станции было жизненно необходимо для Кавказа: сюда возвращались из эвакуации предприя­тия, на которых наращивали выпуск военной продукции. Сотрудники ГЭС отправились в Туркмению на розыски оборудования, которое удалось обнаружить в 40 км восточнее туркменского города Красноводска. Бесхозное, оно лежало в пустыне, местами засыпанное песком. За месяц его удалось доставить на станцию — вначале везли пароходом по Каспийскому морю, а затем по железной дороге. Технически сложные работы по монтажу и наладке оборудования ГЭС и подстанции проводили высококлассные специалисты из треста «Кавказэнергострой», а также из «Кавказэнергомонтажа» и Московского трансформаторного завода. Все было выполнено на высоком инженерном уровне, что подтверждалось отсутствием неполадок и аварий при пуске агрегатов ГЭС. Летом 1944 года основные работы по восстановлению Гизельдонской ГЭС, линий электропередачи подстанций были завершены. В июне этого же года был пущен в эксплуатацию и последний агрегат.