Двуликий вирус

В итоговом номере невозможно не затронуть главную тему года – пандемию. Новая коронавирусная инфекция ворвалась в нашу жизнь и не торопится уходить. Мы попросили коллег с разных предприятий рассказать свои истории о том, как они переболели. Фамилии не указываем по просьбе героев публикации.

Ирина, 48 лет

По роду деятельности мне приходится много общаться с людьми. Все правила я соблюдала, поэтому точно не знаю, где и как заболела. Сначала почувствовала недомогание, которое к концу первого же дня переросло в высокую температуру, которая ничем не сбивалась. Поскольку впереди были выходные, решила просто отлежаться, но температура держалась около 40 градусов. Я не могла ничего есть, не могла ходить, могла только лежать. На третьи сутки заломило все тело. Приехал врач, дал направление на КТ. Исследование показало 50% поражения легких, сразу на скорой увезли в больницу. Уже спустя несколько часов перевели в реанимацию. Ни вкуса, ни обоняния я не теряла, но у меня возникли проблемы с сердцем. Три дня в реанимации прошли как одно мгновение, очень смутно все помню. Затем перевели в палату. На завтрак, обед и ужин давали слоновью дозу лекарств. Благодаря усилиям врачей я быстро восстановилась. Через две недели выписали с поражением легких 20%. Остальное лечение проходила дома. Кстати, за время нахождения в больнице мне сделали четыре теста, и все были отрицательными, поэтому в выписке написали «неподтвержденную коронавирусную инфекцию». Зато спустя две недели в крови обнаружили антитела.

С тех пор прошло уже более полутора месяцев. До сих пор временами бывает слабость и затрудненность дыхания. Главный совет – везде носить маску. По крайней мере, первичный барьер будет. Не все болеют тяжело. Бывает так, что человек сам не знает, что болен. А маска может уберечь других людей от ненужных проблем.


Алихан, 33 года

Все началось с резкого подъема температуры до 39 градусов – и так несколько дней. После этого на всякий случай пошел на тестирование. Через четыре дня получил положительный результат. Сложно сказать, где я заразился. Вероятно, в метро или другом общественном месте, так как прямых контактов с заболевшими не было. Исполнял все санитарные рекомендации за исключением ношения перчаток.

По ощущению болезнь была очень похожа на обычный грипп, через два-три дня высокой температуры пришла слабость, которая еще долго не проходила. Дежурные врачи приехали на следующий день после моего сообщения о положительном тесте. В дальнейшем из-за резкого роста числа заболевших ожидание промежуточных результатов несколько затянулось. На КТ зафиксировали поражение легких – около 8%. К счастью, никакого специфического лечения мне не понадобилось. Пропил курс препаратов, которые рекомендовали врачи.

В целом считаю, что перенес болезнь в легкой форме. В общей сложности от возникновения первых симптомов до получения второго отрицательного результата подряд прошло около месяца. Соблюдал все меры самоизоляции, поэтому никого из родственников не заразил.

Мне повезло, но я знаю о случаях, когда без существенных симптомов знакомые обнаруживали поражение легких более 25%, и только потом болезнь переходила в тяжелое течение. Я пересмотрел свое отношение к риску: теперь еще более тщательно отношусь к рекомендациям о ношении маски и обработке рук. Я иногда принимаю участие в донорских акциях – приятно знать, что твоя кровь кому-то помогла. И совсем другое дело – осознавать, что можешь нанести вред даже незнакомому человеку своим пренебрежением элементарными мерами предосторожности.


Яна, 34 года

Я подхватила коронавирус в середине ноября, когда вторая волна уже захлестнула страну. Скорее всего, заразилась от побывавшей в гостях подруги, у которой, как позже выяснилось, приболел муж, но из-за легких симптомов она не придала этому значения. Началось так: головная боль, насморк, немного поднялась температура. На всякий случай решила сдать анализ. Позвонила в поликлинику, чтобы вызвать врача, но мне сказали, что с температурой 37 градусов лучше самой идти на прием к терапевту, так как вызовов очень много. В итоге сначала я просидела два часа в отдельной очереди для пациентов с симптомами ОРВИ, а затем еще почти три часа – в общей очереди за больничным листом! Когда получила положительный результат, сильно переживала, что могла заразить коллег, но обошлось. Все же маски работают, кто бы что про них ни говорил. Кстати, подруга и муж делали тест после меня, и оба были инфицированы.

Потери обоняния и вкуса у меня не было, температура беспокоила два дня и поднималась максимум до 38 градусов. В остальном же вирус, казалось, тестирует слабые места мое­го организма. Появилась непонятная сыпь на ногах, потом несколько дней «тянуло» почки, следом начались проблемы с сосудами, пару дней был странный кашель, и в течение всего периода не покидало ощущение, что вместо головы – тяжелый чугунок. А еще до меня никак не мог добраться врач – первый визит был только через неделю после того, как я получила положительный тест! У меня хороший иммунитет и нет хронических заболеваний, но было страшно: ведь не знаешь, чего ждать. И претензии докторам предъявлять ужасно – они работают на износ.

Мораль такова: если у вас или у близких есть хоть какие-то симптомы – оставайтесь дома и не разносите заразу. А вообще ни один поход в ресторан или по магазинам не стоит этой борьбы с вирусом и системой здравоохранения.


Александра, 36 лет

Мы были в отпуске на море. На отдыхе никто не соблюдал масочный режим и дистанцию, к сожалению. Еще в конце отпуска я первая почувствовала недомогание. По прилете домой мы вызвали врача себе и детям, скорая приехала в тот же день, взяли у всех тесты, подтвердился коронавирус. Основные симптомы были: слабость, насморк, боль в горле. Болели спина и грудь, температура невысокая – до 37,4 градуса.

Но самое интересное, что через два месяца мы снова заболели ОРВИ. Причем симптомы были очень похожи на коронавирус, но в больнице тесты нам делать отказались, и сами мы не пошли. Участковый терапевт прописала таблетки, но лечение явно не помогало. Мужу Виктору стало плохо: снова болели спина, грудь, ощущались боль в легких и нехватка кислорода, сильная слабость. Вирус спустился в легкие – двусторонняя пневмония. Еще было жжение в глазах – слезились так, что невозможно было их открыть. У детей болезнь протекала без осложнений, из симп­томов – небольшая температура, но держалась почти месяц, у старшей дочки была потеря обоняния.

В первый раз проблем с лекарствами не было, а осенью мы столкнулись с их отсутствием в большинстве аптек. Спасали остатки после первой болезни, и сейчас, обнаружив препараты в аптеке, берем снова с запасом.

Всем коллегам советуем носить маску и регулярно ее менять, соблюдать дистанцию, мыть руки. Даже если вы уже переболели.


Иван, 41 год

Я заболел коронавирусом еще в апреле, когда о нем было мало информации, поэтому принял его за обычную простуду, хотя определенные подозрения на COVID‑19 у меня были. Поскольку болезнь протекала нетяжело и вся семья все равно находилась на самоизоляции, к медикам не обращался.

Заразился, скорее всего, в магазине, поскольку в тот период больше нигде не бывал. Из дома выходил раз в неделю за продуктами, надевал маску и перчатки, потом обязательно обрабатывал руки антисептиком. От заболевания это не уберегло, но я все равно не считаю эти меры лишними – просто нужно понимать, что стопроцентной гарантии они не дают.

В моем случае болезнь напоминала обычную простуду. Температура – в районе 37,5–38 градусов несколько дней, насморк, слабость. Было ощущение начинающегося гайморита, поэтому пролечился антибиотиком. Самым неприятным симптомом была потеря вкуса, а еще долго восстанавливалось обоняние – около 4–5 месяцев.

Моя жена переболела в той же форме и с аналогичными симптомами, кроме нарушения вкуса. Подозрения о том, что мы с супругой перенесли коронавирус, подтвердились, когда сдали анализ на антитела. Наши дети вообще не болели, и даже антител у них не обнаружилось. Кстати, я потом еще повторял тесты, и выяснилось, что через полгода после выздоровления антитела все еще фиксируются, хотя их количество упало в три раза.

По своему опыту я понял, что это заболевание с большими странностями, им можно заразиться даже при соблюдении всех мер предосторожности и, наоборот, не заразиться при близком контакте с больным. А главный урок, который я вынес: нужно принимать все разумные меры безопасности, но быть готовым ко всему.


Наталья, 47 лет

Положительный тест я получила при прохождении планового тестирования работников филиала. До этого никаких симптомов не ощущала. Предполагаю, что заразилась на юбилее подруги.

Весь период лечения проходил абсолютно бессимптомно, хотя КТ показала до 10% поражения легких и двустороннюю пневмонию. Если бы не сдала анализы, вообще не узнала бы о заболевании. Думаю, что иммунитет – это наше все. Легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Меры профилактики в виде ношения масок и дезинфекции рук важны, но главное – готовность самого организма противостоять вирусам и бактериям.

Что можно увидеть в этих историях? Все болеют по-разному. Предугадать, как распорядится случай, невозможно. Кому-то повезло переболеть в легкой форме, а кому-то потребовалась госпитализация. В ожидании массовой вакцинации все, что остается, – внимательно относиться к своему здоровью и соблюдать профилактические меры, и главная из них – ограничение социальной активности, особенно для людей с хроническими заболеваниями. Впереди длинные новогодние выходные. Грамотно распорядитесь этим временем, чтобы обойтись без риска для себя и своих близких.