Тонкости логистики

В ноябре все предприятия РусГидро получили паспорта готовности к ОЗП 2022–2023 годов. В числе ключевых показателей для тепловых станций достаточные запасы топлива. Помимо угля и газа, которые первыми приходят на ум, это еще и нефть, и нефтепродукты. Вопросы доставки последних на дальневосточные предприятия Группы – в ведении специализированной компании. «Вестник» разобрался, как устроена «нефтяная» логистика.

Организацией доставки дизельного топлива, топочного мазута, а также нефти на объекты Группы РусГидро (а также для сторонних заказчиков) занимается дочерняя сервисная компания «РусГидро Логистика». Ее специалисты работают с поставщиками, выбирают маршруты перевозки, виды транспорта, которыми поедет топливо, определяют места перегрузки, временного складирования, страховую компанию, возможные риски и способы их минимизации. И только после того, как все рассчитано, заключены необходимые договоры, начинается, собственно, транспортировка.

ЦИФРА

12 500 тонн

дизельного топлива доставила «РГ Логистика» в отдаленные районы Якутии в 2021–2022 годах


> 270 000 тонн

нефтепродуктов доставлено на Камчатку за прошедший год

Отметим, что нефтепродукты используются на дизельных электростанциях, а также на газовых и угольных – в качестве резервного топлива, так что список адресатов широкий. Кроме того, все нефтепродукты – груз ответственный: он входит в категорию и огнеопасных, и экологически опасных (в случае утечек и разливов). Соответственно, к перевозке предъяв­ляются особые требования.

Маршрутами нефти

Нефть можно доставлять разными способами – по трубопроводам, речными и морскими нефте­наливными судами – танкерами, по железной дороге или авто­цистернами, в том числе большегрузными. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки, и зачастую приходится задействовать сразу несколько видов транспорта – такие перевозки называются мультимодальными. Именно этот вариант доставки топлива «РГ Логистика» использует для удаленных объектов. Нет необходимости обращаться к разным транспортным компаниям, что упрощает оформление доставки и снижает затраты на нее.

Например, для отдаленных районов Якутии нефть закупается по прямым договорам с крупнейшими игроками топливного рынка. С месторождений она поступает по трубопроводу на перевалочную базу в городе Олёкминск, а там с нефтебазы переваливается на танкеры, которые по реке Лене следуют до Северного морского пути. Разгружаются танкеры в поселках Тикси или Нижнеянск, расположенных в арктической зоне Республики Саха (Якутия).

Справка

«РусГидро Логистика» – сервисная дочерняя компания Группы, занимающаяся доставкой нефтепродуктов по всей России. Среди услуг компании брокерская деятельность, мультимодальные поставки нефтепродуктов, аренда офисных, производственных и складских объектов. Компания работает более 18 лет и сотрудничает с такими крупными российскими нефтяными компаниями, как Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Танеко, Таиф-НК.

Коллектив компании работает в Москве, Владивостоке и Иркутской области. Такое разделение позволяет оперативно решать все вопросы, возникающие в любом часовом поясе страны.

Стоит отметить, что суда, следующие по данному направлению, обязательно должны иметь ледовый класс (то есть быть способны выдерживать ледовые условия), а навигационный период у этого маршрута – всего 2-3 месяца в году.

Чуть сложнее схема доставки дизельного топлива, поскольку его приходится получать не с месторождений, от которых проложены нефтепроводы, а с заводов-производителей. Завод отгружает крупные партии топлива в железнодорожные цистерны, в них груз доставляется для перевалки на танкеры в порты Северного морского пути (Мурманск или Архангельск) или в речные порты – «РГ Логистика» использует Осетровский речной порт в городе Усть-Куте (Иркутская область) или порт в поселке Нижний Бестях (Якутия). Дальше по водным путям дизельное топливо за время навигации доставляется на нефтебазы и там накапливается в резервуарах. С нефтебаз доставка конечным покупателям в отдаленных районах проводится уже зимой, автоцистернами по сезонным дорогам – зимникам. Здесь при выстраивании логистической цепочки приходится учитывать и сроки навигации на реке Лене – всего пять месяцев с мая по сентябрь, и сроки начала движения по зимникам – после того, как установятся крепкие морозы.

Топочный мазут доставляется камчатским энергетикам морским танкером, который осуществляет перевозку по маршруту «порт Находка – порт Петропавловск-Камчатский» с разгрузкой на причале Камчатской ТЭЦ-1. Раньше мазут возила сторонняя организация, что сопровождалось непредвиденными задержками. Тогда было решено взять в аренду танкер вместе с экипажем на весь период доставки топлива (по принципу тайм-чартер). Управление танкером полностью в зоне ответственности «РГ Логистика». Первый год применения этого механизма прошел успешно. ­Совместная работа Департамента топливообеспечения РусГидро и «РГ Логистика» по оптимизации расходов в части ставки фрахта танкера, приобретения бункерного топлива и оплаты судозаходов в порты позволила добиться стоимости перевозки на уровне ниже среднерыночной цены в ­регионе навигации судна.

Свои люди на бирже

ЦИФРЫ

С начала 2022 года на площадке СПбМТСБ заключено


486

биржевых сделок в секции «Нефтепродукты»


332

из них для предприятий Группы РусГидро


154

для внешних контрагентов

Для обеспечения бесперебойных поставок топлива и оптимизации затрат на его закупку «РГ Логистика» с 2020 года начала закупать нефтепродукты напрямую на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. С 2021 года компания стала членом совета секции «Нефтепродукты» на площадке СПбМТСБ. Брокерский договор позволяет подконтрольным организациям Группы приобретать товар у надежных производителей, в том числе у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), осуществляющих все этапы технологического процесса – от добычи и переработки до продажи готового продукта конечному потребителю.

За 2021–2022 годы «РГ Логистика» удалось заключить рекордное количество биржевых сделок на покупку нефтепродуктов – в общем объеме более 125 000 тонн. Среди них: мазут топочный, летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо, а также другие нефтепродукты, которые были доставлены на энергообъекты Дальнего Востока в нужные сроки.

С момента начала операций на бирже время на проведение закупочных процедур сократилось более чем на 20 дней, сейчас от выдачи поручения на покупку товара до заключения сделки проходит от 1 до 10 рабочих дней.

В планах компании на 2023 год – развитие закупок на биржевых торгах, причем речь не только про нефть и нефтепродукты, но и про энергетический уголь марок «Д» и «ДГ» (длиннопламенный и длиннопламенный газовый). Как отметил во время своего выступления на Российской энергетической неделе – 2022 Александр Чариков, заместитель Генерального директора – руководитель Аппарата Председателя Правления РусГидро, при ценообразовании угледобывающие компании ориентируются на экспортные цены, но энергетики ограничены тарифами. Должен работать механизм, который бы полностью обеспечивал углем внутренних потребителей-­энергетиков в рамках тарифных источников. В свою очередь биржевая торговля позволяет сделать рынок более прозрачным, помогает ФАС учитывать эти цены в тарифах.

Такие торги еще только запланированы Правительством РФ и руководством СПбМТСБ, но уже сейчас работники «РГ Логистика» проходят обучение методикам закупки этого вида топлива на площадке биржи и проведению контрольных сделок в учебно-­методическом центре ФАС России.

Нашу компанию отличает комплексный подход к решению сложных задач. С особым вниманием мы относимся к организации поставок в труднодоступные регионы Дальнего Востока. Алгоритмы подобных перевозок у нас отработаны до нюансов. Где бы ни находился наш адресат – все проблемы с доставкой мы берем на себя, топливо он получит качественное, в нужном объеме и в согласованные сроки.

Павел Макаров,

генеральный директор «РГ Логистика»