Чему учат в «ВИЭ»

Участники кадрового резерва молодых специалистов «Внутренний источник энергии – 5» за год с момента отбора прошли уже три очных модуля обучения. «Вестник» выяснил, чему учат самых молодых резервистов и как это влияет на их работу.

Конкурс по формированию кадрового резерва молодых специалистов РусГидро «Внутренний источник энергии» («ВИЭ») проходит раз в 3 года. Все участники резерва включаются в модульную программу подготовки, которая предполагает прохождение обучающих курсов, участие в молодежных форумах, научно-практических конференциях и проектной деятельности Сообщества молодых работников Группы РусГидро. Программа обучения разработана Департаментом по управлению персоналом и организационному развитию совместно с Корпоративным университетом гидроэнергетики РусГидро.

Пятый, юбилейный состав кадрового резерва был сформирован в сентябре прошлого года после серьезного конкурсного отбора. В результате его участниками стали 60 работников младше 30 лет, представляющих Исполнительный аппарат, филиалы и подконтрольные организации Группы РусГидро.

Первый модуль обучения прошел в конце прошлого года в Черемушках, во второй раз резервисты «ВИЭ-5» встретились в конце февраля в Красноярске. Третий модуль обучения состоялся в середине октября в Москве.

Проектная сессия по формированию решений кейсов от выпускников проекта «ВИЭ».

По профессии

Темой третьего модуля стало «Развитие профессиональных компетенций. Технологии и оборудование. Организационное управление». Обучение стартовало 9 октября на базе Московского энергетического института.

Молодые специалисты прослушали лекции преподавателей МЭИ о циклах управления производственным объектом и современных тенденциях развития ТЭК, посетили с экскурсией лаборатории института и ознакомились с оборудованием учебно-экспериментального комплекса Института гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии, созданного в МЭИ при поддержке РусГидро пять лет назад.

ЦИФРА

Около 30%

участников кадрового резерва «ВИЭ-5» продвинулись по карьерной лестнице за прошедший год

Еще один цикл лекций провели представители Департамента по управлению персоналом и организационному развитию, Блока производственной деятельности Исполаппарата РусГидро и «Института Гидропроект». Участники кадрового резерва узнали о системе управления безопасностью и надежностью, о методологическом обеспечении мероприятий по ремонтам, техническому перевооружению и реконструкции действующих энергетических объектов Группы РусГидро.

На проектной сессии по решению кейсов резервисты продолжили поиск решений производственных задач, предложенных им выпускниками проекта «ВИЭ». А в деловой игре «Архитектура управления» погрузились в процесс организационного проектирования и на практике сравнили эффективность разных типов оргструктур.

В рамках модуля состоялись подведение итогов внутреннего конкурса на цифровые компетенции, проведенного молодыми специалистами, и заседание дебатклуба, также самостоятельно организованного резервистами.

В этот раз в дополнение к лекциям, тренингам и экспертным сессиям резервисты стали участниками Молодежного дня Российской энергетической недели – 2023.

Что дальше

Впереди у молодых специалистов блок онлайн­обучения на рабочих местах, состоящий из четырех вебинаров на производственные тематики, и защита производственных кейсов в феврале 2024 года. В следующем учебном году резервистов ждут еще три обучающих модуля и итоговая защита в IV квартале 2025 года. Но и за прошедший год многие из участников успели применить полученные знания на практике, продвинуться в развитии личных компетенций и, конечно, найти новых друзей.

Профессиональный модуль для участников молодежного кадрового резерва–это всегда задача со звездочкой, поскольку программа должна быть интересна для разных должностей и видов деятельности резервистов. Мы постарались выстроить содержание таким образом, чтобы каждый участник смог понять систему управления как производственными, так и организационными процессами в Группе РусГидро. Экспертами выступили руководители Исполнительного аппарата, проектных институтов и вузов-партнеров. Судя по обратной связи от участников, нам удалось сделать информативный и нескучный модуль.

Юлия Стрелкова,

заместитель директора КорУнГа

Межмодульные задания, участие в форумах, работа в командах и советы наставников подтвердили, что вектор развития выбран правильно. Для выполнения заданий приходится выходить из зоны комфорта – например, брать роль лидера и отстаивать свою позицию, но именно это позволяет сделать еще один шаг на пути моего развития.

Сессии с коучем позволили сориентироваться в моих карьерных планах, а также акцентировали внимание на важном вопросе: «А что я сделала для этого?»

Инна Богун,

инженер управления проектирования ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева

Для меня программа «ВИЭ-5» стала толчком, стимулирующим личностный рост, прежде всего в области коммуникации. Мне стало проще убеждать людей, находить компромиссы и доносить свою позицию.

Благодаря «ВИЭ» я понял, что важно сознательно выстраивать свой карьерный путь. За то время, что я нахожусь в кадровом резерве, перешел с должности дежурного электромонтера подстанции в машинисты гидроагрегатов. Это ступени одинакового уровня, но этот путь необходимо пройти, чтобы расти дальше. Считаю, что «ВИЭ» – большой полезный опыт, направленный на то, чтобы сделать из нас всесторонне развитых специалистов.

Анатолий Россихин,

машинист гидроагрегатов Зейской ГЭС

Каждое задание на модулях заставляет использовать весь накопленный опыт для решения поставленных задач. Эти знания в той или иной степени я применяю как на работе, так и в повседневной жизни. Например, мне очень помогают полученные навыки планирования и тайм-менеджмента. Теперь я равномерно распределяю нагрузку вне работы и строю планы на месяцы вперед.

Также стоит отметить, что «ВИЭ-5» – это люди. Встречаясь и общаясь с коллегами из разных регионов, объектов, служб, мы не только делимся знаниями, эмоциями и впечатлениями, но и обмениваемся профессиональным опытом.

Павел Судаков,

машинист гидроагрегатов Чебоксарской ГЭС

Разумеется, ощущается влияние «ВИЭ» на успешную работу в команде и быстрое нахождение решений для поставленных задач. Изучение различных методик, например «Цветок лотоса», очень помогает и в профессии, и в личных целях, таких как воспитание детей, когда нужно с разных сторон разобраться в ситуации, найти корень проблемы и определить пути решения.

Благодаря «ВИЭ-5» мы можем отлично развивать soft skills, которые помогут для дальнейшего роста и развития в РусГидро. А еще благодаря «ВИЭ-5» я увидел самую крупную гидроэлектростанцию России – Саяно-Шушенскую ГЭС.

Антон Рябов,

машинист гидроагрегатов Волжской ГЭС

Как проходило обучение

1. Личная эффективность

Первый модуль «Развитие личной эффективности и навыков управления проектами» состоялся в ноябре прошлого года на базе Саяно­Шушенского учебно-производственного информационного центра КорУнГа.

Резервисты прошли тренинги по основам эффективной коммуникации и визуализации карьерного развития, приняли участие в деловых играх по навыкам командной работы и проектированию карьерных треков, прослушали лекцию о проектном управлении как инструменте повышения эффективности. В рамках изучения основ управления проектами молодые специалисты сформулировали цели и план работы на следующий год.

2. Системное мышление

Второй модуль обучения молодых специалистов состоял из двух блоков. В течение первого участники прослушали лекцию об анализе данных, методах анализа факторов и причин, подходах к прогнозированию, были проведены тренинги по различным видам мышления, техникам и методам технологического и творческого мышления. В экспертной сессии изучили тему системного мышления и анализа данных на примере бизнес-процессов Группы РусГидро.

Вторым блоком стала конференция, в которой помимо резервистов «ВИЭ-5» приняли участие 39 выпускников прошлых лет. Здесь молодых специалистов ждали экспертные сессии, лекции и тренинги, посвященные командной работе, теме личной ответственности и результативности. Также на конференции были сформированы кейсы, решение которых легло в основу межмодульного задания участников «ВИЭ-5» и завершится защитой перед экспертной комиссией в I квартале 2024 года.

Еще одним межмодульным заданием стало изучение книг о видах мышления. Резервисты были разбиты на четыре команды, каждой из которых нужно было прочесть определенную книгу и затем презентовать ее краткое содержание и выводы перед всеми участниками резерва. Это помогло не только закрепить полученные на модуле знания, но и развить навыки командной работы, публичных выступлений и систематизации информации.

3. Индивидуальные сессии с коучами

После первого модуля каждый участник «ВИЭ-5» минимум дважды прошел сессию с профессиональным коучем. Целью встреч стала разработка индивидуальных планов развития и формирование навыка самостоятельного подбора инструментов расширения компетенций, планирования карьерных траекторий. Мероприятия были проведены совместно с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей.

Опыт коуч-сессий стал новым как для резервистов, так и для программы обучения кадрового резерва «ВИЭ». И он оказался успешным: обратная связь показала, что большинство участников сформировали основные направления развития, расширили понимание своих сильных сторон и зон роста, получили дополнительный заряд для саморазвития. Более 87% участников «ВИЭ-5» заявили, что порекомендовали бы работу с коучем своим коллегам.