Машинное отделение

В энергетике все профессии – особенные, и наши водители не исключение. Многие из них управляют очень необычными транспортными средствами. Ко Дню работника автомобильного транспорта «Вестник» попросил водителей специализированной техники рассказать об особенностях их работы. А также о том, на что способны и чему научили их верные железные «лошадки».

Тимур Мельников, водитель филиала ДРСК «Электрические сети ЕАО»:

– Получив водительскую категорию А2, я уже больше 10 лет езжу на ТРЭКОЛе. Это самая высокопроходимая машина в нашем автохозяйстве, она способна передвигаться там, где не пройдет обычная колесная техника. Неудивительно, что работа на вездеходе регулярно связана с нештатными ситуациями. Помню случаи, когда приходилось участвовать в поиске людей, заблудившихся в лесополосе.

Вездеход ТРЭКОЛ

Особенно ценят эту автотехнику линейные бригады электромонтеров. На место повреждения сетей приходится добираться и по снегу, и через реки, болота, поля. Ехать в вездеходе тепло, места много, а главное – экономится время на устранение аварии.

Сергей Билява, механик службы эксплуатации вахтовых поселков филиала Камчатскэнерго «Возобновляемая энергетика»:

Бульдозер Beezonе

– Эксплуатация Толмаческого каскада ГЭС и Мутновских геотермальных электростанций предполагает вахтовый метод работы персонала. А значит, автотранспорт независимо от дорожных и погодных условий должен доставить людей к рабочим местам, а также уметь расчистить проезды и перевалы в районе расположения станций. Зимой, когда заносы достигают почти крыши здания или проводов ЛЭП, необходимо освобождать корпуса станций от снеговой нагрузки.

Для этих целей мы используем разнообразные машины, в основном это тяжелая гусеничная техника: бульдозеры, тягачи и ратраки. Например, недавно филиал получил новый бульдозер китайского бренда Beezonе российской сборки.

Моя задача – обеспечить не только адаптацию техники к суровым камчатским условиям, но и ее ремонт. Порой это требует подгонки, приспособления аналогичных отечественных узлов и агрегатов к импортной технике. Я разрабатываю технологическую карту, чертежи, а изготовлением деталей под моим контролем занимаются слесари филиала.

Сергей Пислигин, водитель службы механизации и транспорта Центральных электрических сетей Якутскэнерго:

– Я работаю в паре со своим верным южнокорейским другом – бурильно-крановой машиной «Джун Джин» (Jun Jin). Ради нее освоил две специальности: оператора крана-манипулятора и буровой установки. Наша главная задача – проведение аварийно-восстановительных работ.

Бурильно-крановая машина

Уникальность техники заключается в ее многофункциональности, маневренности и легкости обслуживания – для проведения ремонта можно использовать отечественные запчасти. «Джун Джин» компактных размеров, с самоходным шасси, благодаря чему способен работать там, куда обычная буровая машина не проедет: в непроходимой тайге или на узких городских улицах, в труднодоступных местах за заборами, канавами и буграми. С ее помощью можно грузить, бурить, собирать опоры. И даже в сорокоградусные морозы в ней комфортно работать благодаря обогреву кабины оператора.

Юрий Кириллов, водитель Западных электрических сетей Якутск​энерго:

Передвижная лаборатория на базе ГАЗ-33081

– Я доставляю к месту проведения работ не только сотрудников службы изоляции, защиты от перенапряжений и испытаний ЗЭС, но и целую электротехническую лабораторию. Она оборудована на базе автомобиля ГАЗ-33081 ЭТЛ-35. В ней есть все необходимое, чтобы провести замеры кабельных линий, трансформаторов, систем изоляции, заземления и молниезащиты. Благодаря этому удается диагностировать неисправности инженерных сетей на начальной стадии, предотвращать возникновение аварийных ситуаций.

Называю себя универсалом: до работы в энергокомпании трудился инструктором по вождению пожарной машины в пожарно­спасательной части города Мирного. Могу и за руль КамАЗа и УАЗа сесть. А сколько тысяч километров я проехал по дорогам Якутии за 28 лет стажа – уже и не сосчитать.

Андрей Пальцев, водитель Нижегородского филиала Гидроремонта­ВКК:

– Для перемещения тяжелых грузов и деталей оборудования на Нижегородской ГЭС используется локомобиль – транспортное средство на базе «Урала» на комбинированном ходу. Это значит, что оно может перемещаться как по рельсам, так и по асфальту.

Локомобиль

Управление в локомобиле как в обычном грузовике: сцепление, газ, такие же приборы. Вот только рулить на рельсах не нужно, машину удерживают «катки» – стальные колеса, как у вагона, но поменьше диаметром. Главное преимущество – простота, с которой локомобиль может «переобуться» с рельсов на асфальт и обратно. Есть и минус – скорость у такого транспорта невелика и на том, и на другом ходу.

Поездом дальнего следования локомобиль не назовешь, но даже на территории станции у него есть стрелочный перевод и паровозный гудок. Так что меня можно одновременно причислить и к автомобилистам, и к железнодорожникам.

Роман Поляков, водитель Кубанского транспортного участка Южного филиала ТК РусГидро:

– За семь лет водительского стажа я сидел за рулем машин почти всех марок. Среди них мое особенное уважение завоевал вездеход «ГАЗон». «Шишига», «крокодил», «триста шестидесятый» – каких только прозвищ у него нет. На этом мощном автомобиле с высокой проходимостью я перевожу персонал на станции Каскада Кубанских ГЭС. Вездеход и снежные переметы преодолевает, и в горы способен подняться, и непредсказуемую реку Аксаут не раз форсировал.

Вездеход «ГАЗон»

В работе мне помогает опыт участия в турпоходах. Я знаю особенности наших гор, поэтому, прежде чем пересекать реку на машине, ищу наиболее безопасный брод. Пассажиры не раз признавались мне, что на сложных маршрутах чувствуют себя спокойно и уверенно, если я за рулем.

Естественно, что у такой сильной зверь-машины суровый характер. Минимум удобств: в качестве кондиционера – форточка, тяжело залезать в будку – сначала нужно открыть дверь, затем вытащить лестницу, по которой не так-то просто спускаться и подниматься.

В обслуживании, как и с любой техникой, требуется уход за двигателем, ходовой частью. Такую машину надо особенно любить, иначе отношения с ней не сложатся.

Дмитрий Каминский, водитель транспортного гаража Приморских тепловых сетей ДГК:

– Пять месяцев назад автогараж Приморских тепловых сетей пополнился тремя электромобилями. Я и еще двое моих коллег сменили своего «коня» на более экологичный вид транспорта. Для меня опыт взаимодействия с автомобилем Evolute i-Joy стал первым. Свой тест-драйв в условиях Владивостока со сложным ландшафтом, узкими проездами и высокой запаркованностью машина прошла.

Электромобиль Evolute i-Joy

Из «фишек» комплектации могу выделить камеры с обзором 360о, панорамную крышу, подогрев сидений. А главная особенность авто – это бесшумность и плавность хода. От бензинового транспорта поведение машины сильно отличается: набор скорости, система помощи водителю, развесовка автомобиля. Первоначальным минусом было отсутствие свободных и работающих заправок в городе, но совсем недавно ситуация в корне изменилась. На территории Владивостокской ТЭЦ-1 появились зарядные станции, что позволяет оперативно заряжать весь электротранспорт предприятия.

Рафаил Исламов, водитель Воткинского транспортного участка Приволжского филиала ТК РусГидро, машинист локомобиля:

– В профессию водителя я пришел 14 лет назад. На Воткинской ГЭС отвечаю за перевозку многотонных, дорогостоящих узлов гидроагрегатов на локомобиле «Урал4320-1951-70».

Локомобиль

Как машинист локомобиля я должен постоянно следить за тем, чтобы груз был надежно закреплен на железнодорожной платформе, тщательно учитывать погодные условия, особенно зимой. Считаю свою профессию одной из самых сложных и ответственных: важно постоянно сохранять повышенную концентрацию внимания, особенно во время ночных смен, уметь долгое время работать в напряженном режиме и иметь хорошую реакцию.