О чем заботиться, чтобы побеждать

Темы ESG и устойчивого развития с прошлого года прочно обосновались в актуальной информационной повестке. В дальнейшем интерес к ним будет только повышаться. Начальник управления программ устойчивого развития РусГидро Александр Краевой рассказывает о причинах и следствиях этой популярности.

КСТАТИ

На внутреннем портале Группы РусГидро можно посмотреть онлайн-лекцию журналиста Дмитрия Нестеренко «Не навреди: концепция устойчивого развития». Как найти: раздел «Работнику» > «Лекторий».

ВСЕ МЕНЯЕТСЯ

В 2004 году Кофи Аннан (в то время генеральный секретарь ООН) опубликовал программную статью под названием Who Cares Wins – «Кто заботится, тот выигрывает», где выдвинул идею ответственного финансирования, в котором на первом месте будут экологические, социальные и управленческие вопросы (ESG), и вскоре после этого были запущены Принципы ООН для ответственных инвестиций (PRI).

За это время изменился не только мир финансов, но и подходы к оценке целых отраслей экономики. Другое отношение к теме глобального потепления вызвало сдвиги в политике в области изменения климата и устойчивого развития. Были приняты цели устойчивого развития до 2030 года. Подписано и ратифицировано Парижское соглашение, где закреплено стремление всех стран ограничить повышение глобальной температуры в этом столетии до 2°C. В ноябре 2021-го на конференции сторон в Глазго была принята статья 6 Парижского соглашения, призванная установить глобальные правила для торговли углеродными единицами.

УР, ЦУР ИЛИ ESG?

При внешней схожести этих понятий между ними есть разница. Концепция Устойчивого развития (УР) была впервые озвучена в 1987 году в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию ООН «Наше общее будущее», описавшем УР как комплекс мер, направленных на развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для будущих поколений.

В сентябре 2015 года в Нью-Йорке 193 государства – члена ООН официально приняли новую программу «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», включающую 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). ЦУР имеют более широкую сферу охвата и обращены прежде всего к государствам как сторонам ООН, однако представители бизнеса также берут на себя обязательства по содействию их достижению. Для подтверждения приверженности целям устойчивого развития РусГидро в 2017 году присоединилось к Глобальному договору ООН и выделило 13 ЦУР, особо значимых для своей деятельности.

ESG-принципы затрагивают вопросы финансирования и обращены в большей части к представителям бизнеса.

Многие страны, такие как Россия, члены ЕС, США и Китай, заявляют о планах по достижению углеродной нейтральности, то есть состояния экономики, при котором выбросы парниковых газов поглощаются или компенсируются в равном объеме. Во многом этому способствовал доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), в котором говорилось, что глобальное потепление неизбежно, но человечество еще может сделать его последствия не столь катастрофическими.

Важной вехой стало утверждение перечня проектов, подходящих под критерии зеленого финансирования, более известного как Таксономия зеленых проектов ЕС (вступила в силу 12 июля 2020-го), и в дальнейшем подобные инструменты были утверждены в других странах. Это дало возможность компаниям использовать зеленые финансовые инструменты, такие как зеленые облигации, льготное кредитование, субсидии на зеленые проекты и другие. Эффект этих шагов мы видим уже сегодня.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Инвестиции, ориентированные на устойчивое развитие, быстро растут: по оценкам Bloomberg, к 2025 г. ESG-активы по всему миру превысят 53 трлн долл., что составляет более трети от всех прогнозируемых активов. В то же время ответственное финансирование стало ключевой стратегией для многих крупных зарубежных инвестиционных фондов. Так, один из заметных трендов современности – исключение из инвестиционных портфелей активов компаний, которые не соответствуют ESG-повестке. Например, управляющая Государственным пенсионным фондом и валютными резервами Норвегии компания Norges Bank Investment Management использует инструменты предварительного отбора на основании ряда ESG-тестов, чтобы исключить часть акций из портфеля. Подобных кейсов становится все больше.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?

Активные шаги в борьбе с изменением климата не всегда имеют позитивный окрас. Да, декарбонизация способствует внедрению «зеленых» технологий, развитию экономики замкнутого цикла, повышению энергоэффективности и т.д. Однако порой излишне резкая политика в области снижения углеродного следа приводит к тому, что целые отрасли промышленности начинают испытывать чрезмерное давление, что влечет за собой не закрытие или модернизацию, а перенос их в другие юрисдикции с менее строгим законодательством в области климата. Такое явление получило название «утечка углерода» (carbon leakage).

В свою очередь, перенос промышленности приводит к безработице. Так, IndustriAll, глобальная федерация профсоюзов из более чем 140 стран, предупреждает, что «зеленый курс», выдвинутый Европейской комиссией, ставит под угрозу почти 11 млн рабочих мест, непосредственно затронутых в добывающих и энергоемких отраслях и в автомобильной промышленности. Борьба с таким явлением получила название Just transition, или «Справедливый переход».

Широкое внедрение ВИЭ без предварительной проработки может приводить и к неприятным последствиям, мы видим это на примере ситуации с ценами на газ в Европе.

Вместе с тем многие страны, заявившие о стремлении к углеродной нейтральности, продолжают развитие угольной энергетики. Например, Япония, несмотря на планы стать первой в мире «водородной экономикой», строит 22 новые угольные электростанции, чтобы работать на дешевом угле, импортируемом из Австралии. Поскольку «зеленый» водород обходится дорого, японское правительство переходит к плану его производства из угля, что дешевле, но дает значительные выбросы парниковых газов (заметим – их планируется улавливать).

СВОЙ ПУТЬ

Президент России Владимир Путин обозначил, что углеродная нейтральность России должна быть обеспечена к 2060 году. В нашей стране разработана стратегия низкоуглеродного развития, ведется подготовка нового и пересмотр действующего законодательства в области климата и охраны окружающей среды.

РусГидро как лидер в производстве «зеленой» энергии играет важную роль в процессе декарбонизации российской экономики. Компания обладает высоким потенциалом по развитию ВИЭ в стране и является опорой для крупного бизнеса и промышленных предприятий, разделяющих ЦУР и стремящихся к снижению углеродного следа. Стратегия развития Группы с перспективой до 2035 года включает цели в области снижения выбросов, улучшения экологической обстановки, развития ВИЭ-генерации, а также комплексной модернизации объектов энергетики и энергосетевого комплекса. Для изучения потенциала и совершенствования технологий на о. Русский создаются Инжиниринговый центр тепловой генерации и Центр компетенций по ветроэнергетике.

Активная деятельность РусГидро в области устойчивого развития приводит к дальнейшему увеличению капитализации компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Подтвержденный статус соответствия высоким стандартам и рейтингам ESG открывает возможности находить льготное финансирование на модернизацию и строительство новых объектов. А также это дополнительный источник дохода – за счет продажи «зеленых» сертификатов, подтверждающих происхождение электроэнергии из возобновляемых источников. Все вместе это и есть олицетворение идеи «Кто заботится, тот выигрывает».