Под парусом мечты

Наши дальневосточные коллеги доказали, что для настоящей мечты нет преград. Максим Долженко, Дмитрий Косенко и Алексей Батаков с самого детства мечтали о собственной яхте. И не беда, что там, где они живут, нет ни моря, ни океана. Для настоящих морских волков даже это не стало препятствием!

В кругосветку вместе с сыном

Maksim_Dolzhenko.jpg Максим Долженко ходит под парусом с шести лет.
Инженер отдела капитального строительства Хабаровской теплосетевой компании Максим Долженко яхтенным спортом занимается с шести (!) лет. В яхт-клуб в районе затона Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы флота его привел отец. С тех пор Максим и не помышлял о каком-то другом занятии, осваивая одну за другой спортивные яхты разных классов и получая награды в соревнованиях.

Отсутствие моря для хабаровчанина – это не проблема, ведь под парусами вполне можно ходить по Амуру или Уссури. Яхтенный сезон, правда, короткий, так как большую часть года реки скованы льдом. Зато и вопроса, где провести летний отпуск, у Максима нет. Он точно знает, что это будет любимый яхт-клуб «Водник», ведь короткую навигацию нужно использовать по полной! За сезон инженеру-­яхтсмену удается принять участие почти в десятке соревнований разного уровня. Одним из самых запоминающихся в прошлом году стала летняя маршрутная регата «Кубок Амура – 2017», проходившая в рамках Хабаровского краевого чемпионата по парусному спорту. Пять дней Максим с напарником шли на яхте «Бина» от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. А это без малого 400 километров! Всего в состязаниях приняли участие 15 крейсерских яхт. Поэтому особенно приятно, что команда во главе с капитаном Долженко завоевала в этом соревновании серебро.

К сожалению, из-за высокой занятости Максиму не удалось поехать на международную регату в приграничный китайский Фуюань, в котором до этого он принимал участие четыре года подряд, а в 2016 году даже занял первое место! Однако наверстать упущенное яхтсмен намерен в ныне­шнем году. Но главное – это большая мечта о кругосветном путешествии по Мировому океану на собственной яхте. Когда-нибудь Максим Долженко обязательно воплотит ее в реальность вместе с сыном. Сейчас Марку три года, он пока даже не догадывается о том, какое интересное и романтичное занятие у его папы. Но когда малыш чуть подрастет, Максим, как когда-то сделал его отец, откроет сыну увлекательный мир яхтенного спорта. И он уверен, что это будет любовь навсегда!

Сам себе корабел

Vkonce_sentyabrya_lodka_«Elena»_vpervye_sovershila_put'_po_vodohranilishcu_GR....jpg Яхту «Елена» Дмитрий Косенко назвал в честь любимой супруги.
Дмитрий Косенко, ­инженер OСДТУ Райчихинской ГРЭС, в детстве мечтал о кораблях и приключениях. Как и многие мальчишки, он взахлеб зачитывался произведениями Д. Дефо и Ж. Верна. Дмитрий мечту осуществил: отучился в военно-морском училище, служил на Тихоокеанском флоте. Затем морской волк осел на суше. Судьба связала его жизнь с энергетикой. Уже почти 16 лет он трудится на Райчихинской ГРЭС, но водные просторы продолжали манить.

– Как-то зимой в голову пришла идея обзавестись небольшой яхтой, – рассказывает Дмитрий ­Косенко. – Однако те, что имелись в продаже, не устраивали ни ценой, ни техническими характеристиками. Вот я и ­подумал о том, почему бы не изготовить лодку самому.

Изучив необходимую ­литературу, новоиспеченный судостроитель нашел проект небольшого швертбота. И уже весной закипела работа. Делать лодку Дмитрий начал в ­гараже. Габариты ее были подобраны так, чтобы и строить удобно было, и ­чтобы в ней могли разместиться три или четыре человека. Строительство швертбота длиной 3,7 м и шириной 1,6 м началось с изготовления так называемой болванки. Ее Дмитрий собирал из брусков пено­пласта, детали аккуратно склеивал и шлифовал, придавая необходимую форму.

В качестве основного материала в проекте предлагалось использовать фанеру. Однако Косенко отдал предпочтение стеклопластику. В итоге с двух сторон пенопластовая болванка была покрыта стеклотканью. В результате лодка приобрела достаточную прочность и дополнительную плавучесть. Два паруса для яхты, грот и стаксель общей площадью 7 м² по эскизам Косенко сшил мастер из Екатеринбурга, с которым они познакомились в Интернете.

Яхту Дмитрий Косенко назвал «Елена». Естественно, в честь супруги, которая всячески поддерживала мужа и помогала в осуществлении давней мечты. А поддержка судостроителю была необходима немалая, поскольку это были и вечера не дома, а в гараже-­мастерской, и ­серьезные финансовые вложения. Не каждая жена готова на такие жертвы. А когда что-то не получалось, Елена всегда находила правильные слова, чтобы подбодрить супруга. Кстати, и коллеги по работе помогали строить швертбот, за что Дмитрий им особенно признателен. 

Торжественный спуск яхты на воду состоялся в конце сентября на водохранилище Райчихинской ГРЭС. Ветер был небольшой, но лодка показала неплохие ходовые качества: GPS-навигатор фиксировал скорость до 10 км/ч.

– Интересно, что к 50 годам я начал осуществлять свои детские мечты, – смеется Дмитрий Косенко. – На горные лыжи встал, освоил дайвинг, теперь у меня есть небольшая яхта. Мечтайте, друзья! На собственном опыте могу подтвердить: мечты имеют свойство сбываться!

Укрощая ветер

Butakov.jpg Уже пять лет Алексей Батаков возглавляет Федерацию парусного спорта Комсомольска-на-Амуре.
Начальник смены котельного цеха Комсомольской ТЭЦ-2 Алексей Батаков начал заниматься в яхт-клубе «Амур» с девяти лет. К моменту окончания школы он уже участвовал в первенстве СССР по парусному спорту в составе юношеской сборной Дальнего Востока. Свою первую фанерную и простенькую яхту Алексей вместе с друзьями построил в 16 лет. Они прошли на этой лодке весь нижний Амур – от Хабаровска до Николаевска, а также много раз участвовали в краевых регатах.

В 90-е годы городу и судо­строитель­ному заводу, поддерживавшему яхт-клуб, было не до регат: прекратилось финансирование, не стало тренера. Но Алексей не бросил любимое дело. Он работал, заочно учился, а все свободное время проводил в клубе, решив самостоятельно тренировать детей. И когда в 2001-м у него появилась новая яхта заводского изготовления, он отобрал трех ребят в свой экипаж, участвовал с ними под одним парусом в соревнованиях разного уровня. Сейчас это уже серьезные спортсмены со своими судами, призеры городских, регио­нальных и российских регат.

Возглавив пять лет назад Федерацию парусного спорта Комсомольска-­на-Амуре, Алексей Батаков делает все возможное для популяризации и развития этого вида спорта. Счет его личных побед исчисляется многими десятками. Неоднократно капитан Батаков с экипажем собственной яхты становился победителем краевых соревнований на кубок Амура, выигрывал чемпионат России на кубок Петра Великого во Владивостоке. Пожалуй, самая важная ­победа (теперь уже из личного счета) была завоевана им на Кубке Кореи в 2010 году, куда его, единственного россиянина, пригласила корейская сторона. В гонке яхт опен-класса, где соревновалось 14 команд из разных стран, команда под руководством яхтсмена из Комсомольска-на-Амуре заняла первое место.