О дикий новый мир!

В конце августа во второй раз при участии РусГидро выпущены в дикую природу две неродственные особи переднеазиатского леопарда. Событию предшествовала долгая подготовка животных к самостоятельной жизни. Расскажем, чему учат в школе для леопардов и как ученые следят за их дальнейшей судьбой.

Историческая родина

Переднеазиатский леопард издавна был одним из символов Кавказа, где его традиционно называют кавказским барсом. Популяция этих животных с начала XX века стала резко сокращаться из-за браконьеров, а к 1950-м годам и вовсе исчезла. С тех пор этот вид для Северного Кавказа официально считался утерянным.

– Переднеазиатские леопарды отличаются от дальневосточных, африканских и индийских прежде всего генетикой, – рассказывает старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Анна Ячменникова. – Они более массивные и в отличие от своих собратьев хорошо адаптируются к разным климатическим условиям, могут подниматься в горы до снежных поясов и спускаться на равнины. К сожалению, сегодня в дикой природе их осталось совсем немного: небольшая популяция на границе Ирана и Туркменистана, отдельные особи в Азербайджане, Армении, по неподтвержденным данным – в Турции.

Также предполагалось, что переднеазиатские леопарды заходят во время миграций и на Северный Кавказ. Однако документальное подтверждение этому удалось получить только в 2015 году.

– Камера наблюдения Гизельдонской ГЭС зафиксировала большую кошку в окрестностях станции, – рассказывает директор Северо-Осетинского филиала РусГидро Виталий Тотров. – Ученые на записи узнали переднеазиатского леопарда, после чего РусГидро предложило свою помощь, чтобы возродить наш национальный символ.

Эльбрус, прием!

К этому времени в России уже действовала федеральная программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда на Кавказе. Для этого в Сочи из разных стран привезли несколько чистокровных кошек. Их дети проходят интенсивный курс обучения самостоятельной жизни. Когда ученые видят, что животные готовы, их выпускают на волю. Перед этим на зверей надевают специальные GPS-ошейники, которые позволяют отслеживать их местонахождение.

Первой парой леопардов, выпущенной в дикую природу в национальном парке «Алания» в Северной Осетии в 2018 году, были Эльбрус и Волна. Увы, судьба Эльбруса неизвестна: через полгода сигнал с его ошейника был потерян. А вот с Волной все в порядке. Ученые надеются, что ей удастся встретиться с самцом и дать потомство.

Справка

Переднеазиатский леопард (также известен как кавказский барс) – самый крупный подвид леопарда в мире. Включен в Красную книгу России и UICN Red List. Количество животных этого вида, по разным оценкам, составляет всего 400–1000 особей. Кавказский барс – один из официальных символов зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Также он изображен на гербе республик Северная Осетия – Алания и Южная Осетия.

Сдали зачет

Баксан и Агура родились в 2018 году в сочинском Центре восстановления леопардов в один день. Оба с хорошей родословной. Чуть ли не с первых дней жизни котят начали готовить к жизни в условиях дикой природы. Самое главное – они должны на- учиться самостоятельно охотиться, чтобы добывать себе пищу.

– Контакт с потенциальными объектами охоты начинается с раннего возраста, – рассказывает руководитель Центра разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда на Кавказе Николай Воронин. – Сначала малышам показывают, как их мама охотится за мелкими животными – перепелом, нутрией, кроликом. Затем в вольер запускают более крупную добычу, чтобы подросшие котята потренировались к ней подкрадываться. По мере взросления объекты охоты становятся все более крупными. После отделения котят от матери в возрасте полутора лет начинаются индивидуальные программы охотничьей подготовки.

Перед выпуском в дикую природу леопарды проходят многоуровневое тестирование: экзаменаторы моделируют различные ситуации и через камеры видеонаблюдения смотрят за реакцией и поведением животных. Например, при приближении группы туристов они должны увеличивать дистанцию и не вступать в контакт с людьми. Обязаны избегать домашний скот, в том числе без колокольчиков, ошейников и прочих атрибутов. Охотиться можно только на дичь. А самая главная провокация – встреча леопарда, который до этого голодал 10 дней, с мирно пасущимся домашним бараном. Нападение на него – табу!

И Баксан, и Агура, которым сейчас 26 месяцев от роду, все экзамены сдали на отлично. 25 августа в специальных клетках их доставили вертолетом из Сочи в Северную Осетию. Теперь краснокнижные леопарды обживают Дигорское ущелье Турмонского заказника на высоте 1300 метров над уровнем моря.

Факт

Ученые-зоологи проанализировали состояние природных экосистем Северной и Южной Осетии и провели научные исследования, чтобы определить оптимальное место для выпуска. Предыдущий опыт показал, что животные не задерживаются там, где их выпустили. Так было и с Эльбрусом и Волной: из национального парка «Алания» они перешли в граничащий с ним Турмонский заказник, а оттуда – в Алагирское ущелье. Это говорит о том, что выбранный заказник дает возможность для дальнейшего перемещения и расселения леопардов.


Кому помогаем


РусГидро поддерживает 36 особо охраняемых природных территорий и участвует в программах по сохранению редких видов животных и птиц. Вот некоторые из них.

Амурский тигр

Поддержка Центра по изучению и сохранению популяции амурского тигра: оснащение научно-полевых станций, разработка программного обеспечения для автоматического распознавания тигров.

Сотрудничество по реализации проектов с Зейским, Сихотэ-Алинским государственными природными биосферными заповедниками и с национальным парком «Бикин».

Снежный барс

Совместный с Саяно-Шушенским и Хакасским заповедниками проект по восстановлению исторического ареала обитания и роста популяции снежного барса на территории Алтае-Саянского экорегиона.

Финансирование создания научно-практической лаборатории, совершенствования системы научного мониторинга популяции и охраны мест обитания снежного барса.

Журавль-красавка

Совместный с Хакасским заповедником проект по сохранению ключевых мест обитания журавля-красавки в местах гнездования и на путях миграции.

Японский и даурский журавли

Поддержка Хинганского заповедника, где реализуется проект по восстановлению ареала обитания японского журавля, который до недавнего времени находился под угрозой полного исчезновения. Одновременно развивается программа по учету и сохранению даурского журавля.

Орлан-белохвост

Поддержка национального парка «Нечкинский», где в 2017 году начал работу орнитологический музей орлана-белохвоста – хищной птицы из семейства ястребиных, занесенной в Красную книгу России.

Финансирование проекта Дарвинского природного биосферного заповедника по изучению и сохранению популяции.