Приключение с пользой для природы

Что движет волонтером, который каждый год участвует в акции «оБЕРЕГАй», и объединяет совершенно разных людей в команду, почему новичку так важно найти яму с мусором – узнала сотрудница Красноярскэнергосбыта, принявшая участие в традиционном экосплаве компании по реке Мане. Но то, что она там увидела, а точнее, убирала, породило новые вопросы гораздо более серьезного, можно сказать, планетарного масштаба.

Фото Ирины Егоровой, NewsLab

Тут нет случайных

Красноярскэнергосбыт в рамках благотворительной экологической акции РусГидро «оБЕРЕГАй» проводит сплавы по реке Мане по окончании летнего сезона, чтобы очистить от мусора туристические стоянки, расположенные по берегам сибирской реки.

Волонтеры сплавляются на двух плотах – грузовом и пассажирском, берут с собой две-три лодки на водометных движителях. Это позволяет участникам акции делиться на группы и одновременно убирать две-три стоянки. Все, что требуется, – это защитные перчатки, мешок и дождевик (на случай непогоды). Казалось бы, куда уж проще? Оказалось, показалось.

«Женя, там придется работать, много работать. Это не туристическая поездка», – предупредила меня мой начальник Оксана Коробейникова, узнав о моем желании поехать в экологический сплав в составе команды. «Готова», – уверенно сказала я. Готова к новым знакомствам, новым эмоциям и впечатлениям.

Тем более я никогда не сплавлялась по Мане. Мне, человеку, который во всем ищет смысл (даже в сплаве), нужна была значимая причина. Вариант – просто плыть из точки А в точку В – мне не подходил. А вот уборка мусора в лесу – повод более чем достойный. «В этой жизни надо что-то делать для души, не только за деньги работать», – сказал один из ветеранов экосплава, пока мы сушились у костра. Мысленно разделила эту точку ­зрения: без идеи в мусорную яму глубиной в полтора метра не полезешь.

Только общая идея может объединить таких совершенно разных людей – работников Красноярскэнергосбыта, журналистов, рыбаков из интернет-клуба «Тугун», их друзей и близких. Объединить настолько, что из года в год костяк сохраняется, обрастая новыми единомышленниками. Кстати, в этом году впервые в экосплаве участвовали не только волонтеры, но и их четвероногие питомцы – собаки. _MG_1130.jpg

День первый. Ребята, мусора хватит на всех!

Мы стартовали от Берети, поселка примерно в трех часах езды от Красноярска. Здесь каждый год волонтеры собирают сотни две мешков. Но кто-то нас опередил. На берегу уже стояла внушительных размеров куча. Собрали мусор, но бросили на берегу.

«Что после «конкурентов» собирать? Три фантика и пару бутылок? Ладно, хотя бы это вывезем, чтобы мусоровоз приехал не зря», – подумала я.

Взяла мешок и пошла собирать то, что осталось. Прошел час – набрали 62 мешка с поляны длиной меньше километра. Загрузили свой и чужой «урожай» в мусоровоз и отчалили.

Времени до первого привала было немного, ведь лагерь нужно успеть разбить до темноты. Первый день всегда короткий – загрузка, разгрузка, дорога до Берети занимают половину дня. Да и стоянок в первый день немного, ведь большинство туристов стартует от Берети и до темноты не останавливается. Встречаются только поляны, на которых ночуют участники «длинных» сплавов, стартующих намного выше по течению.

Ветераны акции говорят, что мусора на самих полянах стало гораздо меньше. Но вот «схронов» хватило и в начале пути. Выбираешь тропинку, ведущую от стоянки в неизвестном направлении, доходишь до конца – и среди зарослей травы находишь свалку или выкопанную под кустом яму. Увидишь и так радостно кричишь: «Нашел!» Ну чем не грибники?

День второй. Никогда тебя не брошу!

Второй день был бы похож на первый, если бы не чудесная история спасения собаки. Патрулируя акваторию реки на лодке в поисках туристических стоянок, одна из групп услышала жалобный вой. Звуки вывели волонтеров к отвесной скале. Рискуя жизнью, Геннадий (один из волонтеров) вскарабкался на вершину и стал очевидцем неоправданной жестокости и человеческой подлости. От увиденного даже у него, бывалого охотника, кровь застыла в жилах. К одному из деревьев на проволоку-удавку был привязан молодой пес. Чем больше он брыкался – тем сильнее затягивалась удавка. Неподалеку от найденыша лежало несколько трупов.

Собака была благополучно доставлена на плот, где ее напоили и накормили. Пес оказался невероятно добрым, ласковым и преданным. Геннадий назвал пса Лакки и решил оставить его себе. 33.jpg

День третий. Преступление против природы

Мне очень хотелось найти впечатляющую яму, о которых рассказывали наши «ветераны», ведь этого своего рода посвящение для новичка. «Яма, яма», – периодически кричала я. На мой клич прибегали волонтеры с мешками и лопатами… и я снова становилась объектом для шуток. То, что мне казалось огромной свалкой, для оБЕРЕГАЙцев оказывалось рядовой находкой.

Первая серьезная яма попалась прямо на стоянке, где мы заночевали. Но впечатлила она снова только меня. «И похуже видели», – приговаривали ветераны экосплава, вычищая ее содержимое. Похуже я увидела через два часа. «Нужно останавливать плоты. Мы сами не справимся. Там горы мусора», – крикнул нашему борту Сергей, капитан «Фрегата», одной из лодок.

«Он же самый опытный. Не пропустил ни одного сплава. Знает, что говорит», – мелькнула мысль. Стала готовиться к худшему.

Однако все мои представления оказались далеки от реальности. Первые минут пять я стояла на краю оврага в полной растерянности и не понимала, как подойти и откуда начать. Мусору не было конца и края. Визуально было даже сложно представить площадь, которую он занимал. Убираешь один слой бутылок и банок, а под ним еще и еще. Мусор здесь копился десятилетиями. Я нашла в земле бутылки, в которых в начале 90-х продавали кефир и молоко. Еще были ржавая железная кровать, диван, стулья, ведра и тазы. Кто и зачем притащил это в тайгу – оставалось только догадываться.

За два часа собрали около сотни мешков, но убрали лишь треть всей территории, поскольку грузовой плот не смог вместить в себя больше предельного веса. «В следующем году обязательно дособираем!» – единодушно решила команда.

Уставшие, но счастливые, с чувством полного удовлетворения от проделанной работы мы ехали домой, обмениваясь друг с другом впечатлениями.

Рассказывая в социальных сетях о своем приключении, я задала вопросы, которые мучали меня.

Почему люди так безответственно и равнодушно относятся к тому, что они должны беречь? Ведь там, где мусор лежит годами, природа медленно умирает. Если мы видели это, то почему не видят те, кто продолжает его складировать? Может, просто не хотят видеть?

Увидев поддержку друзей и знакомых, одноклассников и бывших коллег по работе, я поняла, что загрязнение окружающей среды беспокоит гораздо больше людей, чем группу волонтеров в количестве 24 человек. Значит, есть надежда, что в ближайшем будущем мы изведем все черные пятна, которые отравляют нашу планету.