ЦИФРЫ
Хабаровские тепловые сети – это:
работников
тепловой нагрузки
потребителей в Хабаровске и в Хабаровском районе
трасс в двухтрубном измерении
паротрасс
насосных станций
Тепловую энергию вырабатывают электростанции, а вот доходит она до офисов и квартир по магистральным тепловым трассам, которые можно сравнить с кровеносной системой города. Только в Хабаровске в ведении ХТС находятся 380 км тепловых трасс в однотрубном исполнении.
Плановая ремонтная кампания проводится летом и сопряжена с рядом неудобств для горожан: их временно ограничивают в подаче горячей воды, а водителям приходится объезжать места проведения работ. Поэтому каждый день – на вес золота. Работники тепловых сетей одновременно работают с проектной документацией, контролируют работу подрядных организаций и ход работ на объектах, вместе с дорожными службами участвуют в разработке объездных схем движения транспорта, осуществляют согласования с профильными управлениями администрации Хабаровска.
Каждый день Антон Чупов старается чуть пораньше приехать в офис, чтобы разобрать почту, ознакомиться с планами и графиками до того, как суета дел как стремительный поток увлечет за собой. После этой работы следует планерка с руководством ХТС, в ходе которой обсуждаются цели и задачи на ближайшие дни. После планерки – выезд на объекты и встречи с подрядчиками.
Дело сделано
В один из таких дней едем вместе с заместителем главного инженера на места проведения работ. Первая точка маршрута – участок на улице Серышева в районе ТЦ «Счастье». Нас сопровождает инженер отдела подготовки и проведения ремонтов Василий Якименко, куратор данного проекта, а на месте ожидает главный инженер подрядной организации «СМК Востокстрой» Константин Ванаков.
«Здесь выполнен ремонт тепломагистрали ТМ-21 диаметром 530 мм и протяженностью 280 м. Трасса была изношена, после гидравлических испытаний ежегодно фиксировались повреждения. Ремонт, как и благоустройство, завершен в полном объеме. Жители могут быть уверены, что в зимний период горячая вода и отопление будут подаваться без перебоев», – подводит итоги проекта Василий Якименко.
Ремонтники восстановили декоративную плитку, переложили брусчатку и уложили новый асфальт. При замене защитной гильзы под трамвайными путями была применена дополнительная изоляция, которая позволяет отвести блуждающий ток. По оценкам экспертов, это повысит срок эксплуатации участка до 30 лет.
Качеством работ заместитель главного инженера ХТС доволен, кроме того, специалисты подрядной организации завершили работы раньше установленного срока.
Антон Чупов вместе с представителем подрядной организации обсуждают планы работ на улице Ким Ю Чена.
КСТАТИ
Хабаровские тепловые сети осуществляют эксплуатацию водяных тепловых сетей и паротрасс, передачу и распределение тепловой энергии, оперативное управление работой тепловых сетей; разрабатывают текущие и перспективные тепловые и гидравлические режимы работы системы централизованного теплоснабжения Хабаровска и Хабаровского района, ведут контроль за экономичным использованием тепловой энергии и качеством подаваемой тепловой энергии.
По частям
Далее следуем на улицу Ким Ю Чена. Здесь завершается замена 900 м магистральных сетей. Ремонт на участке от улицы Нагишкина до дома №79 по улице Ким Ю Чена выполнялся в четыре этапа. Подрядчик заверил, что в августе работы по благоустройству будут завершены и автомобильное движение полностью восстановится.
Иван Шибанов, представитель одной из подрядных организаций, уверяет, что все работы ведутся по графику. Сотрудники предприятия трудятся без перерывов, а чтобы защититься от палящего солнца, приходится ставить навесы.
От палящего солнца ремонтников защищает навес.
«Ежегодно в данном месте мы фиксировали не менее трех повреждений. Данный участок – продолжение тепломагистрали, которую мы ремонтировали в прошлом году на улицах Синельникова и Ким Ю Чена. Новый трубопровод должен прослужить не менее 25 лет», – рассказывает Антон Чупов.
В 2025 году плановый ремонт теплотрассы на Ким Ю Чена будет продолжен. Энергетики заменят трубы на участке от улицы Нагишкина до улицы Пушкина.
Большая стройка
Вдоль дороги на улице Гамарника вырыта траншея глубиной более 5 м. Здесь проводится замена трубопровода на новый, большего диаметра – 700 мм. Это позволит увеличить пропускную способность магистрали в Центральном районе, где увеличилось число потребителей. Реконструкция тепломагистрали ТМ-18 находится под особым контролем у специалистов Хабаровских тепловых сетей. На этом объекте ежедневно трудятся до 30 человек и не менее 5 единиц техники.
«Здесь высокая точка грунтовых вод, поэтому мы решили монтировать неподвижную опору и устанавливать дополнительную гидроизоляцию лотков. Работы планируется завершить в металле к 15 августа, а немного позже строители восстановят дорожное покрытие», – сообщил прораб «Гарантстроя» Юрий Кольцов.
Работы по ремонту сетей необходимо согласовывать с городской администрацией. «Стараемся минимизировать неудобства для автомобилистов, а потому заранее предусматриваем объездные пути. Срывов графиков нет, а ряд объектов в этом году завершим даже с опережением установленных сроков», – резюмирует Антон Чупов.
Всего в этом году предстоит заменить 7 км трубопроводов на 11 участках и 2 км тепловой изоляции. На эти цели направлено около 850 млн руб.
Теплосети на улице Гамарника в Хабаровске уложат на глубину более 5 метров.
Шаг за шагом
Итак, сегодняшний маршрут завершен, и мы возвращаемся в офис. Руководству ХТС предстоит снова встретиться с подрядчиками и обсудить дальнейший ход работ. Ближе к концу рабочего дня соберутся все бригадиры, чтобы скоординировать действия на завтрашний день.
Завершатся работы на теплотрассах осенью. И сразу же специалисты ХТС приступят к подготовке ремонтной кампании 2024 года. Нужно оформить разрешительную документацию, заказать топографические съемки, утвердить бюджет, провести закупочные процедуры.
Ритм жизни тепловых сетей, особенно в летнее время, бурный. Но, по словам коллег, когда знаешь, что от твоей работы зависит благо всех горожан, трудности преодолевать гораздо легче.