Земля кочевников

По берегам рек Приморья проживают небольшие группы удэгейцев. Эта коренная народность Дальнего Востока всегда была немногочисленной, а сейчас находится на грани исчезновения. Специалист по персоналу Хабаровскэнергосбыта ДЭК Светлана Кялунзига рассказывает и об истории этноса, и о своей семье.

СПРАВКА

Удэгейцы (самоназвание «удэхе») – тунгусо-маньчжурский народ на юге Дальнего Востока России. По переписи населения 2010 года, их численность не превышала 1,5 тыс. человек, из них порядка 800 человек проживали в Приморском крае, 600 – в Хабаровском крае. Сегодня говорят в основном по-русски, и только чуть более 100 человек являются носителями удэгейского языка.

До включения в 1858 году Уссурийского края в состав России территория региона контролировалась Китаем. Удэгейцы жили по склонам гор Сихотэ-Алиня по правым притокам реки Уссури, рекам, впадающим в Японское море, и в Нижнем Приамурье. К началу XX века сосредоточились по берегам рек Самарга, Бикин, Хор, Анюй и Хунгари.

Традиционные занятия – мясная и пушная охота, рыболовство, промысел женьшеня. Развита обработка бересты, шкур, рыбьей кожи, вышивка и кузнечество. Поклонялись верховному божеству Буа, духам – хозяевам гор и тайги, помощниками которых считали тигра и медведя.

Нашли спасение в лесах

Первые поселения на территории Приморского края появились в эпоху палеолита. Население – предки нынешних удэгейцев – занималось сбором дикоросов, охотилось на мамонтов и других крупных животных. В раннее Средневековье в Приморье возникло государство Бохай, которое впоследствии вошло в состав Золотой империи Цзинь (государство чжурчженей). В 1233 году империя пала под натиском монголов. Спасшиеся местные жители – удэгейцы, нанайцы, орочи – бежали в леса и стали кочевать, как в древности делали их прародители.

Управляя лодкой с помощью шестов, поднимались вверх по горным рекам. В местах, где было много рыбы и зверя, разбивали стойбища. Удэгейцы испокон веков были хорошими охотниками, они знакомы с повадками лесных зверей.

Жизнь на выживание

Я родом из Красноармейского района Приморского края. Наше родное село – Островное (Санчихеза). Но в начале ХХ века мой предок Масенда Кялунзига и его братья выступили против гнета китайских купцов и были убиты. Их родственники вынужденно ушли в село Дальний Кут (Вахумбе).

До вхождения Приморья в состав РСФСР местные китайские купцы жестоко относились к коренному населению – удэгейцам, нанайцам, орочам и тазам. Наш народ из-за своих наивных представлений о честности часто попадал в кабалу к купцам, лишаясь жен, детей и продуктов охоты, и буквально выживал в тайге.

Моя бабушка Мария Кялунзига (Сигдэ) родилась в 1901 году. Рано осталась сиротой и воспитывалась в семье родственников. С малых лет была у них как работник (лауди): собирала дрова, нянчилась с детьми, при переездах или при вывозе мяса из тайги тянула нарты (тухи). Она родила моего отца Владимира Кялунзигу в 1931 году. Моя мама Ольга Кя тоже родилась уже после установления на Дальнем Востоке советской власти. К этому времени китайцев уже выселили с территории Приморья.

В 1906 году территорию Приморья впервые исследовала экспедиция под руководством путешественника-этнографа Владимира Арсеньева. Проводником и переводчиком был удэгеец Дерсу Узала, ставший героем книг исследователя. Его знание тайги и навыки выживания не раз спасали группу от верной гибели. Везде, где встречали удэгейцев, Владимир Арсеньев делал заметки. Вот одна из них: «Женщина одета была в кожаную рубашку длиной до колен, штаны из выделанной изюбриной кожи, наколенники, разукрашенные цветной вышивкой, такие же расшитые унты и красивые цветастые нарукавники. На голове белое покрывало. Мужчина одет был в длинную рубашку, подвязанную пояском. По всему правому борту рубашки, вокруг шеи и по подолу тянулась широкая полоса, покрытая узорными вышивками. На ногах у него были надеты штаны, наколенники и унты из рыбьей шкуры, а на голове – белое покрывало и поверх него маленькая шапочка из козьего меха с торчащим сверху беличьим хвостиком. Красное загорелое лицо, пестрота костюма, беличий хвостик на головном уборе, кольца и браслеты на руках делали этого дикаря похожим на краснокожего».

Переломный момент

До 1934 года, когда был образован колхоз «Красный удэгеец», иманские удэгейцы кочевали вдоль полноводных рек. Реки всегда играли большую роль в жизни нашего народа: они связывали все районы, где находились стойбища, и были источником пропитания. Река Дальняя (Татибе) была местом кочевья шести семей из кланов Кялунзига и Сигде. Удэгейская пословица гласит: «Болони эгди дава-туэни ку айя удэ ни багдити» («Осенью много рыбы – зимой хорошо удэгейцу жить»). Эти слова очень хорошо описывают жизнь коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

В 1929 году в стойбище, расположенном ниже села Глубинное, работал магазин. Его хозяин Андрей Кисловский убедил удэгейцев отдать детей в школу-интернат, построенный в селе Островном (Санчихеза). На свои собственные средства он одел детей и отвез на учебу. В моей семье первыми учиться отправили родственников отца – Александра и Люсю Кялунзига. Это был переломный момент в жизни удэгейцев: постепенно они начали переходить с кочевого на оседлый образ жизни.

Трудолюбивые люди

Мои родители росли в чумах, плавали на батах (лодках, выдолбленных из цельного ствола дерева) и оморочках (лодках с носом), делали сугала (лыжи), обрабатывали кожу, из которой шили улы (обувь) для охотников и тэгэ (халаты), в качестве ниток использовались сухожилия с хребта изюбра.

Камлание (общение с духами) сопровождается пением и ударами в бубны «унгту». Помимо шамана в ритуале участвуют его помощники «сэвэхи». Фото с сайта Parkbikin.com

В нашей культуре много пословиц о важности труда, например «Эйми этэтээни – эйми дыгы» («Не потопаешь – не полопаешь») или «Гяндуса ни – дзугдингку лалими» («Человек ленивый – семья голодная»).

Традиционная еда удэгейцев – это цафа дзактаду (рисовая каша без соли с икрой), лянси (картофель, нарезанный, как лапша), боуза (булочка с мясом на пару), пампушки с дэудзэ (фасолью), цаза (жидкая кукурузная каша без соли), улэвэ (мясо жареное, вареное, сушеное, копченое). На охоту бабушка сушила над печкой нарезанное полосками мясо, которое служило хорошим подспорьем для охотника.

Рыба – основа рациона удэгейцев. Они едят свежую рыбу, порезанную кусочками и пересыпанную солью, варят рыбный суп, добавляют рыбу и икру в кашу и другие блюда.

Жизнь вокруг огня

Если вы являетесь представителем коренной народности и хотите рассказать о ней на страницах «Вестника», напишите в редакцию на электронный адрес info@v-rh.ru.

Жили удэгейцы зимой и летом в чумах конической формы, снимали кору с тополей и обтягивали каркасы, вверху оставляя отверстие для выхода дыма. Фото Татьяны Маслобоевой

Жили удэгейцы зимой и летом в чумах конической формы, снимали кору с тополей и обтягивали каркасы, вверху оставляя отверстие для выхода дыма. В самой юрте посередине копали яму для костра, а над костром вешали таган (железную подставку для котла). Когда надо было, подвешивали выделанные куски кожи, которые продымливали, чтобы улы (обувь из оленьей кожи) и одежда были мягче. Вокруг костра размещали лежанки, где спали отдельно дети, муж с женой. У каждого были свои обязанности – муж как добытчик охотился и рыбачил. Женщины готовили пищу, выделывали шкуры, шили одежду. Одежду обязательно украшали вышивкой, в орнаментах которой удэгейцы выражали свое видение мира.

Верования

Удэгейцы верят в духов, населяющих окружающий их мир, в существование Верхнего и Нижнего миров, связь с которыми обеспечивают шаманы (сама). Также из поколения в поколение передается традиция поклонения скале Гугя, расположенной в селе Дальний Кут. Гора выглядит как два человека – дед и баба и является символом дружной семьи, счастливой жизни и верности. Еще один древний обычай поклонения – выражение благодарности высшим силам за добычу. После удачной охоты и рыбалки мужчина говорит: «Спасибо, Пудзя (Бог), за добытую рыбу, мясо, шкуры!»

Сила клана

Удэгейцы жили общинами, состоявшими из одного или нескольких родов по мужской линии. Во главе каждого рода стоял старейшина, которого выбирали из числа самых уважаемых представителей старшего поколения. На старейшин была возложена задача принимать важные решения, касающиеся рода, разрешать бытовые конфликты, руководствуясь правилами рода.

Я выросла в многодетной семье: помимо меня в семье семь братьев и две сестры. У нас было большое хозяйство – коровы, овцы, свиньи, лошадь. Мы гектарами сажали картофель, тыкву, кукурузу. Летом помогали родителям на огороде. Братья после работы на грядках брали удочки (ум'а) и бежали на речку босиком (обувь надевали только осенью в школу).

Несмотря на занятость, родители многому нас научили, передали обычаи нашего народа. Мои братья умеют шить улы, делать лыжи, занимаются резьбой по дереву, охотятся и рыбачат в Приморском крае.

По традиции наш большой клан собирается на Новый год (Гуаня) по восточному календарю. Дети делают поклоны (хэнки) старшим, а те одаривают их подарками и желают всего доброго. Всего самого хорошего я желаю и семьям работников РусГидро. Пусть в ваших домах не смолкает детский смех и царит гармония!