ЦИФРА
от плотины в верхнем и нижнем бьефе – зона ответственности эксплуатационного флота
Экипаж флота — капитаны-механики и мотористы-рулевые — всего шесть человек. Их ежедневная задача — перевозить специалистов к месту обследования, транспортировать оборудование для резки и сварки металла.
Коллектив флота слева направо: капитан-механик Сергей Суслов, моторист-рулевой Александр Коноваленко, капитан-механик Андрей Чаркин, капитан-механик Валерий Еренчак, мастер водно-транспортного участка Николай Рукосуев.Суда, в соответствии с их оснасткой, могут решать разные задачи. С 2012 по 2015 год, в период заполнения водохранилища, флот занимался сбором приплывающего к створу станции древесного мусора — иногда счет шел на сотни кубометров. Сейчас такое случается все реже, но буксиры эксплуатационного флота всегда готовы выйти в рейс и очистить акваторию.
Капитан-механик Валерий Еренчак окончил Красноярское речное училище. Работает на судах разных типов с 1983 года, а на Богучанской ГЭС — с 1997 года.Справка
Для станции по индивидуальному проекту в Набережных Челнах изготовили буксиры, в Казани — небольшие суда, а в Костроме — водолазный катер. Корпуса судов усилены, чтобы защитить их от столкновения с плавающими льдинами или древесиной. Каждое оснащено рацией, эхолотом и другим навигационным оборудованием.
В случае необходимости экипаж катера может участвовать в ремонте других судов, заделке пробоин и ремонте гребных винтов. Маломерные суда в нижнем бьефе привлекают к обследованиям гидротехнических сооружений, например, разделительных стенок водосброса и плиты водобойного колодца на водосбросе №1.
В обязанности моториста-рулевого Александра Коноваленко входит обслуживание двигателя и других механизмов в машинном отделении, а также ремонт судовой техники. Если понадобится, рулевой может удерживать судно на заданном курсе, управлять шлюпкой и работой палубных механизмов.В верхнем бьефе каждый год после завершения ледохода необходимо обследовать бетонную плотину и сороудерживающие решетки станции. Ремонтировать пока приходится только боновые заграждения, причем не только отдельные секции, но и связывающие их воедино стальные тросы.
История
Формирование флота, или воднотранспортного участка Гидротехнического цеха, началось одновременно с созданием Богучанского водохранилища. В мае 2012 года после закрытия временного водосброса, когда уровень воды стал повышаться, началось строительство двух причалов.
Бывают и неординарные задачи: флот перевозил ученых-гидрологов, изучавших Богучанское водохранилище в период его формирования, ихтиологов, анализировавших эффективность уникальных рыбозащитных сооружений — знаменитых «городов для рыб». Иногда вместе с сотрудниками МЧС экипаж катера участвует в поисках терпящих бедствие рыбаков, но такое, к счастью, случается редко.
В период навигации отдельные боны и тросы креплений буксируют на берег, очищают от водорослей и других наростов. Если нужно, боны ремонтируют, восстанавливая герметичность, и заново красят. Объем работы большой, потому что именно они берут на себя защиту станции от всего, что может приплыть по течению. Судно «Упорный» выходит в рейс с участниками пресс-тура — при необходимости флот участвует в выполнении просветительских и научных задач.