«Идти вперед и не бояться критики»

Большие и малые ГЭС, гидротехнические и водохозяйственные сооружения, каналы и защитные дамбы, водоснабжение промышленных объектов и городов – вот далеко не полный перечень компетенций «Института Гидропроект». Его генеральный директор Евгений Беллендир рассказал «Вестнику», какими проектами гордится, где открываются новые горизонты для деятельности и как специалисты института помогают искать алмазы.

DSC_3937_an(1).jpg Фото Евгения Лихацкого.
– Институт как проектировщик каскада ГЭС на Волге активно участвует в Программе комплексной модернизации станций. Какие задачи сейчас актуальны? 

– К разработке проектов комплексной реконструкции и модернизации ГЭС Волжско-Камского каскада институт приступил в 2011 году. За это время подготовлен значительный объем документации, по которой заменены более 35 гидроагрегатов и большое количество блочных трансформаторов, разработаны системы выдачи мощности, модернизированы системы технического водоснабжения, возбуждения и защит гидроагрегатов и т.д. Специалисты института постоянно выполняют авторский надзор, сопровождая происходящие изменения.
Из наиболее масштабных текущих задач отмечу разработку документации по реконструкции ОРУ 35, 220 и 500 кВ, включая замену оборудования, РЗА и вторичных систем Чебоксарской и Саратовской ГЭС. Одновременно работаем над проектами реконструкции общестанционных систем технического водоснабжения, систем водяного охлаждения гидроагрегатов и систем собственных нужд этих станций. Разрабатываем рабочую документацию на новое КРУЭ, кабельные линии 500 кВ, воздушные переходы 500 кВ и замену агрегатов Волжской ГЭС, а также на реконструкцию систем возбуждения гидроагрегатов №1–21 Саратовской ГЭС. Идет подготовка документации на комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений (ГТС), включая замену механического оборудования Каскада Верхневолжских ГЭС.

– Летом 2019 года «Институт Гидропроект» заключил договор о проектировании комплекса ГТС в Волго-Ахтубинской пойме. Расскажите о нем подробнее. 

– Цель проекта – дополнительное обводнение на территории Волгоградской области реки Ахтуба и Волго-Ахтубинской поймы для сохранения ее уникальной экосистемы, в том числе охраняемого природного парка с международным статусом биосферного резервата ЮНЕСКО. 

В качестве основного гидротехнического сооружения комплекса спроектирован канал длиной 32 км, шириной 100 м и глубиной 12 м. В конце канала, в пос. Заяр будет построена небольшая ГЭС и водосливная плотина, регулирующая подачу воды в Ахтубу. Для обеспечения подъема уровня воды в реке и ее пропуска ниже в сторону Астраханской области предполагается строительство двух регулирующих плотин. Созданное на участке реки водохранилище будет заполнено до отметки 7 м, достаточной для автоматического обводнения нескольких ериков. Вода начнет равномерно распределяться в течение года для нужд поймы, повысится отметка грунтовых вод, увлажнение почв вернется к естественным для данного региона значениям. Питание водохранилища будет осуществляться постоянно, благодаря притоку через проектируемый канал из Волгоградского водохранилища. 

– Много у института проектов за контуром РусГидро?

– Портфель наших заказов за пределами периметра РусГидро превышает 50% от общего объема. 

– Какие из них могли бы выделить?

– Я бы выделил защитные сооружения в Иркутской области: помимо проектов для Тулуна и Нижнеудинска мы планируем приступить к другим – например, в Слюдянском районе, где из-за селей и высоких паводков впадающие в Байкал реки представляют угрозу для населенных пунктов. Также мы наращиваем свое присутствие на атомном рынке. В частности, институт проектирует системы технического водоснабжения трех очередей индийской АЭС «Куданкулам» – это крупный контракт. Кроме того, мы участвуем в реализации практически всех действующих зарубежных проектов Росатома. Проектируем внешние морские гидротехнические сооружения АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, а также сложный комплекс ГТС для АЭС «Пакш II» в Венгрии, разрабатываем противокарстовые мероприятия для турецкой АЭС «Аккую». 

– Проектирование оснований гравитационного типа (ОГТ) для заводов по производству сжиженного газа «Новатэка» – это новое направление для института? 

– Подобные сооружения – опорные железобетонные блоки, на которые наводятся верхние строения, – эксплуатируются в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В целом и у меня, и у института опыт в этом деле был. Но те сооружения, которые возводятся в создаваемом «Новатэком» Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений, уникальны как по масштабам, так и по применяемым технологиям и проектным решениям. 

Завод по сжижению газа полностью собирается в Белокаменке – это Мурманская область. Оттуда его наплавным способом транспортируют в Обско-Тазовскую губу, за Ямал. Размер основания гравитационного типа – 300 х 150 м и высота борта около 40 м. Внутри находится хранилище сжиженного газа, на верхней палубе – модули по сжижению газа. Общий вес конструкции – около 600 тыс. тонн. А еще это и причал для газовозов-танкеров, поэтому есть и швартовый комплекс.

При разработке проектного решения мы сотрудничали с компанией Saipem, сейчас выступаем как проектировщики в совместном предприятии, которое реализует строительство ОГТ в Белокаменке. Кроме того, в перечне наших задач реконструкция сухого дока, в котором собирается завод, обеспечение вывода завода из дока для транспортировки и в дальнейшем использование дока для сооружения следующих ОГТ такого типа. 

– Давайте вернемся к зарубежным проектам и поговорим о сотрудничестве с Узбекгидроэнерго и о проекте Пскемской ГЭС. 

– В Узбекистане происходит освоение гидропотенциала – речь идет о строительстве как крупных ГЭС, так и малых. Кроме того, модернизируются существующие объекты гидроэнергетики. Мы занимаемся разработкой ТЭО Муллалакской ГЭС (мощность 140 МВт), а также прорабатываем наше участие как проектировщика в строительстве и реконструкции под ключ нескольких МГЭС. 

Что касается Пскемской ГЭС (мощность 400 МВт), проект выполнен ташкентским Гидропроектом – бывшим филиалом нашего института. По просьбе Узбекгидроэнерго мы давали некие оценки и предложения, в том числе по оптимизации решений. В частности, по оптимизации водноэнергетического и водосбросного тракта, особенно для эксплуатационного периода. Предложили несколько изменить компоновку, а также варианты усиления водосбросных тоннелей, поскольку были вопросы гашения энергии. Эту работу мы выполняли вместе с ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева.

Также передали узбекской стороне расчеты по плотине. Проектом предусмотрено строительство каменно-набросной плотины с суглинистым ядром, которое может занять порядка 10–12 лет – из-за сложной системы доставки суглинка. Изучив инженерно-геологические условия, мы предложили каменно-набросную плотину с железобетонным экраном. Таких плотин на территории бывшего СССР практически нет, а за рубежом встречаются часто. Они более экономичны по объемам и хорошо проявили себя в сейсмических районах, хотя при плохом основании возможно трещинообразование в экране. Но на сегодняшний день строительные технологии, исключающие эти недостатки, сильно продвинулись. 

– Еще один ваш проект – Рогунская ГЭС в Таджикистане. В прошлом году был введен в эксплуатацию второй гидроагрегат. Какие работы ведутся сейчас?

– Рогунский гидроузел – один из сложнейших текущих проектов в мире. Кроме самой высокой каменно-набросной плотины (335 м) в состав гидроузла входит подземный комплекс сооружений ГЭС и помещения трансформаторов, расположенные в очень сложных с геологической точки зрения условиях – на глубине более 300 м от дневной поверхности, а также комплекс водосбросных сооружений на разных уровнях. Для выдачи мощности запроектированы КРУЭ напряжением 220 и 500 кВ. Сейчас основная задача строителей – возведение постоянных водоподпорных сооружений: плотины первой очереди с напором 120 м и основной плотины, что даст возможность постепенно наращивать уровень воды в водохранилище и, соответственно, повышать мощность генерирующего оборудования и выработку электроэнергии. Перед заказчиком строительства стоит сложная задача по реализации этих увязанных в проекте решений. По графику строительства и наполнения водохранилища выход на полную мощность запланирован на 2032 год. 

– Какими еще зарубежными проектами занимается «Институт Гидропроект»?

– Гидропроект разрабатывает технический проект гидроузла «Боканг Баилинг» в Индии мощностью 200 МВт. Площадка строительства гидроузла находится на высоте 3200 м над уровнем моря, климатические условия характеризуются наличием снежного покрова в течение 5 месяцев. Эти обстоятельства являются исключительными для индийского заказчика, и опыт Гидропроекта оказался очень востребован. В Лаосе Гидропроект выступает в качестве консультанта по ремонту подводящего туннеля ГЭС «Секаман-3». По поручению «ИнтерРАО – Экспорт» разрабатываем проект ГАЭС «Майяри» на Кубе мощностью 200 МВт. Для АО «Русатом Сервис» Гидропроект подготовит техническое предложение по ГЭС «Дуаба» на Кубе мощностью 30 МВт. Совместно со швейцарской консалтинговой компанией институт разработал предТЭО ГАЭС «Ингури» в Грузии мощностью 560 МВт. В настоящее время Гидропроект ведет переговоры с администрацией высотной Асуанской плотины по обследованию состояния плотины с целью оценки ее безопасной работы после 60 лет эксплуатации. Гидропроект выполнил экспертизу технического проекта расширения ГЭС «Хоабинь» во Вьетнаме – вторая очередь мощностью 480 МВт. Ведутся переговоры о выполнение работ по двум плотинам в Уганде и по проектам в Латинской Америке.

Кстати, в Ботсване мы занимаемся промышленным внедрением научной разработки, связанной с геологоразведкой на кимберлитовых трубках, где добывают алмазы. По сути, это определение положения кимберлитовых трубок в пространстве, их габаритов и параметров с помощью метода микросейсмического зондирования. Так что у нас достаточно широкий спектр деятельности.

– Сейчас активно обсуждается тема строительства малых ГЭС. «Институт Гидропроект» задействован в этой работе?

– Из пяти малых ГЭС, по которым РусГидро планирует начать работы, тремя – Фиагдонской, Бялигидонской и «Псыгансу» – Гидропроект уже занимался раньше, были какие-то заделы в разной степени проработанности. Сейчас мы приступаем к проектированию. Первый этап текущего года – это подготовительные работы, рекогносцировка, определение фактического состояния местности. Нужно убедиться в том, что все объекты не содержат непреодолимых обременений. 

– Как прошло объединение Гидропроекта и НИИЭС?

– До 1990-х годов НИИЭС и был филиалом – научно-исследовательским сектором Гидропроекта. В НИИЭС развивались важнейшие для РусГидро компетенции – конечно же, они сохранятся. Это безопасность ГТС, планирование ремонтов, техническое перевооружение и реконструкция, обследование и оценка состояния ГТС и основного оборудования. Кроме того, есть подразделение, которое занимается строительными конструкциями и технологиями, декларированием безопасности и другими вопросами. Мы сохранили специалистов, инженерный и научный потенциал, который был в НИИЭС: 150 человек получили комфортные условия для работы в структурах Гидропроекта. Сберегли и лаборатории, связанные со строительными конструкциями и их испытаниями.

– В институте есть сообщество молодых специалистов (СМС), активно участвующее в профильных и социальных программах РусГидро. Что посоветуете молодежи, выбравшей карьеру в науке? 

– У нашего СМС есть традиция – каждый год проводить профессиональную научную конференцию с приглашением молодых специалистов всего научно-проектного комплекса компании. Выступления на конференциях, форумах помогают молодым специалистам самоутвердиться, приобрести опыт научной дискуссии и умение грамотно отстаивать свою позицию. А еще это воспитание ответственности – одного из главных качеств для тех, кто хочет развиваться в науке и рабочей сфере. У каждого молодого специалиста есть десятки отличных идей по совершенствованию мира энергетики – нужно идти вперед и не бояться критики.

– Вы автор и соавтор 19 изобретений, а также более 100 публикаций. Как находите на это время? 

– Если есть творческий потенциал, его не заглушить даже административной работой – всегда хочется сделать что-то новенькое. Я по-прежнему занимаюсь и творческой составляющей, и принимаю участие в постановке научных задач, в том числе в рамках реализации программ НИОКР. И пишу статьи – порядка 5–6 в год, обычно в выходные дни, в свободное от работы время, которого практически не бывает.

СПРАВКА

Родился: В 1957 году в г. Бугуруслан Оренбургской области.

Образование: Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина.

Карьера: С 1985 года ведет производственно-научную деятельность во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, где прошел путь от старшего инженера до генерального директора института. C 2014 года возглавляет «Институт Гидропроект».

Ученая степень: Кандидат технических наук, доктор технических наук.

В организациях: Член Международной энергетической академии, член президиума Национального комитета по механике грунтов и фундаментостроению, председатель Российского национального комитета по большим плотинам.

Награды: «Заслуженный энергетик России», благодарность Президента РФ «За активное участие в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС имени П. С. Непорожнего, заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса Сибири», отраслевые награды Минэнерго и РусГидро.

ЦИФРА

Более 340

ГЭС в России и 51 стране мира спроектировал за свою 90-летнюю историю «Институт Гидропроект»

1985 км

суммарная длина всех спроектированных каналов