Все просто. И в этом сложность

Еще с советских времен у нас было принято относиться к безопасности труда как к неизбежному злу: «Мы все это уже сто раз слышали! Быстрее проведите свой инструктаж, поставим галочки, и вперед!» Но тут ведь как в самолете. Все летали, все всё знают, а когда возникает необходимость, почему-то никто не помнит ничего из того, что говорила перед полетом стюардесса. Хотя помнить надо бы. К счастью, сотрудники РусГидро, судя по статистике, важность охраны труда понимают. А что в ней главное – мы узнали у начальника управления охраны труда департамента производственной безопасности и охраны труда ПАО «РусГидро» Александра Бородина.

file_3712.jpg – Александр Владимирович, скажите, можно ли сделать так, чтобы несчастных случаев на производстве не было вообще? Это реально?

– Задача свести на ноль несчастные случаи на производстве одновременно и простая, и сложная. Я считаю, что каждый работник должен понимать существующие опасности и риски и уметь вести себя соответственно – помимо того, что он обязан знать правила охраны труда, правильно применять специальную одежду и средства индивидуальной защиты (СИЗ), быть обученным ­приемам и методам безопасного выполнения работ и т. д. Потому что никто не сможет помочь человеку, если тот сам за себя не беспокоится.

– Важна личная ответственность? 

– И больше того. Есть расхожее мнение, что охраной труда должны заниматься только специалисты по охране труда. Но это не так! Каждый сотрудник компании должен быть вовлечен в управление ­безопасностью – понимать цели и задачи, указывать своим коллегам на их ошибки, не бояться поправить начальника, вплоть до отказа выполнения работы: «В этом наряде не прописаны достаточные меры безопасности, я эту работу не могу выполнить безопасно». И никогда не успокаиваться! В конце концов, это же ради самосохранения. 

Повторение – мать ­учения

– Расскажите, как сотрудники РусГидро узнают о приемах и методах безопасного выполнения работ, которые вы упомянули? 

– На это направлен целый ряд мероприятий – обучение, инструктажи, которые каждый сотрудник проходит не реже раза в месяц, целевые инструктажи перед выполнением конкретных работ. Все руководители и специалисты периодически сдают экзамен по охране труда. А для ­контроля за тем, как эти знания были усвоены, проводятся дни охраны труда и пожарной безопасности. У нас, как и во всей энергетической отрасли, это происходит в каждый третий четверг месяца – в рамках мероприятия проверяющая комиссия проводит разбор нарушений, ставит задачи и сроки по их устранению. В каждой компании Группы есть своя служба охраны труда. Эти подразделения участвуют в региональных конкурсах и занимают хорошие места в общероссийском рейтинге. Все мероприятия проводят в рамках Политики по охране труда. 

– Что это за политика? В чем она заключается?
 
– Политика ПАО «РусГидро» утверждена в апреле 2015 года, ее приоритетом является сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Она определяет цели и задачи, а добиваться их помогает система управления, которая прописывает все процедуры и роли. Важная задача для нас – разработать такую систему управления для всей Группы компаний и по возможности обеспечить ее автоматизацию. 

Сейчас проходит конкурсная процедура по выбору подрядчика из числа организаций, аккредитованных в Министерстве труда. Он должен будет рассмотреть структуру предприятия, понять, каким образом работают связи в подразделениях и между ними, предложить улучшения. 

Важным шагом в этом направлении станет централизация процесса оценки условий труда на рабочих местах – закрепленная законодательством процедура. Раньше она проводилась каждым филиалом самостоятельно, что не давало единой картины. Ее как раз сейчас создает наш контрагент. Уже проведена оценка всех наших филиалов. 

10.JPGНе надо изобретать велосипед

– С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе? 

– Без сложностей у нас, как и в любой другой сфере деятельности, не бывает. Они, в частности, возникают, когда на производстве оказывается много подрядчиков. В этом случае как никогда важна грамотность линейных руководителей, которые планируют и готовят работы. Кроме того, мы пытаемся влиять на кадровый состав подрядных организаций, вносим ряд запретов и требований – например, к допуску персонала, к его квалификации. Да, это увеличивает время на подготовку к выполнению работ. Но без этого, как и без дальнейшего контроля, никуда.

– Что все-таки главное в охране труда? 

– Главное – соблюдать правила и инструкции, делать то, что написано, по регламенту, не изобретая велосипед. Все эти правила продиктованы жизнью и как минимум оберегают от того, чтобы наступать на грабли, на которые кто-то когда-то уже наступил. Это касается всего – от порядка действий в той или иной ситуации до правил применения спецодежды и СИЗ. 

– То есть спецодежда способна уберечь от чего-то, помимо грязи? И она не только элемент корпоративного стиля?
 
– Наша спецодежда – к слову, централизованно закупленная для всех предприятий Группы компаний и дочерних обществ, – выполнена из качественных материалов, защищает от производственных загрязнений и воздействия электродуги. При термическом воздействии она карбонизируется, что предотвращает ожоги. Так что ее правильное применение является залогом жизни и здоровья ­сотрудника.