Одна на всех

Биробиджанскую ТЭЦ видно издалека. Ее трубы – самые высокие сооружения расстилающейся по равнине столицы Еврейской автономной области. Станция – единственная теплоцентраль главного города региона, которая вот уже 60 лет снабжает его теплом.

Она не сразу строилась…

БТЭЦ, входящая в структуру филиала «Хабаровская тепло­сетевая компания» АО «ДГК», моложе Биробиджана на 26 лет. Но это только по документам. История теплоцентрали берет свое начало в 1934 году, когда отдел «Коммунэнергостроя» приступил к разработке проектного задания на станцию, согласно которому ­предусматривалась установка двух турбин мощностью по 2,5 МВт и трех водогрейных котлов. Строи­тельство стартовало в 1936 году, но уже через год его остановили. Местные власти потребовали пересмотреть проект и разработать мероприятия по предохранению площадки ТЭЦ от затопления при возможных паводках реки Биры. Переработка и переутверждение проекта продолжались несколько лет, а потом началась Великая ­Отечественная война… 

Возобновилось строительство в июне 1954 года, и ровно через четыре года Минэнерго СССР ­объявило о его завершении. С 12 июля начался прием персонала для подготовки и обучения, а в октябре пущен первый котло­агрегат ТС‑20 производительностью 20 тонн пара в час и турбо­агрегат АП-2,5 мощностью 2,5 МВт. 

В 1960–1961 годах были введены в эксплуатацию еще два котла и один турбоагрегат. Тогда же ­Биробиджанская ТЭЦ вошла в состав «Хабаровскэнерго». 2.JPG


– В 1963 году, сразу после окончания института, я пришел работать на ТЭЦ инженером по эксплуатации котельного цеха, – вспоминает бывший директор станции Николай Токоленко. – Хорошо, что базовая подготовка была очень широкой, так как все вокруг было в диковинку. Но за год-полтора я все освоил. ТЭЦ тогда имела мощность 5 МВт. ­Также использовался американский энергопоезд на 3 МВт, но городу этого не хватало. Тогда из Хабаровска к нам перебазировали еще одну мобильную электростанцию. Условия труда на энергопоездах были очень тяжелые: кругом сквозит, пыль, грязь, холод, а летом невыносимая жара. Оборудование было крайне ненадежным, и его постоянно приходилось ремонтировать. Вообще, сложностей было немало, но коллектив станции всегда работал самоотверженно.

Вместе с городом

Биробиджан рос, развивался, вместе с этим увеличивались тепловые нагрузки, это требовало расширения БТЭЦ. Один за другим появлялись новые котлы, что позволило отказаться от эксплуа­тации энергопоездов, вводилось вспомогательное оборудование, активно строилось жилье для сотрудников. 

В начале 1980-х на балансе предприятия находилось уже 9,5 км магистральных тепловых сетей, что дало возможность закрыть в городе более 30 устаревших котельных, организовать горячее водоснабжение. С 1982 года благодаря подключению ЛЭП Биробиджан – Хабаровск ТЭЦ начала работать только в режиме котельной. В 1990-е, по словам Николая Токоленко, как и у всех, наступили тяжелые времена. 

– Выжили мы только благодаря профессиональному и понимающему коллективу, – вспоминает он. – Люди не сдавались, продолжали работать и обеспечивать город теплом.

Сегодня одним из приоритетов станции является реализация масштабной программы обновления, в рамках которой будут проведены реконструкция и техническое оснащение ТЭЦ. В разработке – перспективные ремонтная и инвестиционная программы на период до 2023 года.

Справка

Энергопоезд – дизельная, газотурбинная или паротурбинная пере­движная электростанция. Установленная мощность, как правило, не превышает 10 МВт. Обычно вырабатывает только электрическую энергию, некоторые также и тепловую. В основном включает вагоны или платформы с оборудованием, цистерны с горючим, пассажирский вагон для обслуживающего персонала.