Забег по потолку на средние дистанции

Словосочетание «бегать по потолку» означает бурное выражение эмоций – если речь не идет о мухах или гекконах. Но если хорошо закопаться в прошлом, обнаружится удивительная профессия, заключавшаяся именно в этом. Зачем она понадобилась и куда делась – тема этого рассказа.

Заря индустриальной эры разгорелась еще в восемнадцатом веке. Человечество начинало переходить с возобновляемой энергии мускулов и древесины на невозобновляемый источник – уголь. Тут же возникла проблема расстояний, уголь надо было как-то доставить из шахты потребителю. Самым дешевым видом транспорта до века железных дорог был водный, и Англия стала покрываться сетью каналов.

Они, в отличие от дорог, не могли забираться на холмы. Какие-то перепады высот можно было преодолеть при помощи шлюзов, какие-то – построив акведук, иногда приходилось прорубать в скалах целые ущелья, но были и совсем тяжелые случаи. Тогда и только тогда для каналов рыли туннели, и было их прорыто множество; количество постепенно перешло в качество. А затем стали записывать рекорды.
 

Узкая лодка выходит из туннеля Чирк в Уэльсе.jpg

Первый такой рекордсмен – туннель в Норвуде, соединивший Дербишир и Йоркшир. Его построили всего за четыре года и сдали в 1775; причем история сохранила доказательства высокого по тем временам уровня механизации работ – после их завершения строители продали с аукциона несколько водяных колес и даже один ветряк. Туннель получился длиной 2 километра 637 метров и просуществовал более ста лет.

Именно в такого роде туннелях и возникла новая профессия – леггинг (от снова leg – нога). Дело в том, что по каналу баржу тянула лошадь, шедшая по берегу – но туннель был узким (ширина Норвудского – 2,8 метра), дорожка для лошади увеличила бы его стоимость. Поэтому лошадь заменил человек, отталкивавшийся ногами от стен и потолка. Профессия была одной из немногих, где работник работал лёжа – но при этом крайне трудоемкой.

Норвудский туннель был первым всего два года – в 1777 году открылась навигация по туннелю Хэркастл в Стаффордшире. Его строили уже шесть лет, и автор проекта – один из самых известных инженеров того времени Яков Бриндли – не дожил до завершения работ. Канал обогнал предшественника совсем ненамного и приобрел дурную славу – в нем иногда видели призрак обезглавленной женщины. Сейчас он тоже закрыт.

В туннелях канала всегда сыро, холодно и темно.jpg

В 1789 был открыт новый чемпион – Саппертонский туннель в Глостершире. Он был шире предшественников – 4,6 метра, и гораздо длиннее – 3 километра 490 метров. Строй ка заняла тоже шесть лет, но проходила сложнее – единой строительной организации не было, и секции канала строили разные подрядчики, причем не везде качественно. Он продержался в лидерах целых двадцать два года, а сейчас тоже закрыт, причем по все той же причине, что и остальные – обрушение сводов. 

И вот наконец пришел славный 1811 год, когда после семнадцати лет мучений был открыт новый канал под Пеннинскими горами – Стэндедж. Подрядчики сменяли друг друга, стройка велась с двух сторон, работы иногда останавливались на продолжительное время, но в итоге георгианский долгострой достиг плановой длины в 5 километров 29 метров. И держал первое место в мире долгих 60 лет, до первых железнодорожных туннелей под Альпами.

Выявились и проблемы. Призрак безголовой женщины Стэндедж не посещал, но люди постоянно видели какую-то чертовщину. Оказалось, что это следствие пяти километров и полутора часов в очень ограниченном пространстве, да еще темноте, да еще в условиях недостатка вентиляции (принудительной в те времена не было, а если учесть, что над туннелем было 160 метров породы, то понятно, почему вентиляционные шахты не справлялись). Тем не менее в восемнадцатом веке леггингом проводили через туннель 40 барж в день, а сейчас – только три, и только при помощи электромотора на аккумуляторе. На следующий день туннель отдыхает - проветривается. Да, этот канал все-таки восстановили, хотя в нем тоже обваливались своды. 

В Стэндедже история канальных туннелей, по сути дела, закончилась – позднейшие были короче, а скоро каналы дружно обанкротились из-за конкуренции с железной дорогой. Последним и очень странным рекордсменом стал семикилометровый туннель Рова на канале, соединившем Марсель с Роной. Его открыли ровно сто лет назад, в разгар первой мировой войны. Но через полвека и в нем рухнул свод.

Тем не менее вода по туннелям течет и сейчас. В списке самых длинных туннелей пять первых мест занимают именно туннели водоснабжения, причем самый длинный из них имеет ту же ширину, что и Саппертон. Только вот длиной он 147 километров и доставляет с 1945 года чистую воду в Нью-Йорк. Кстати, шестое место тоже занимает туннель, по которому течет вода – но уже грязная, из Мехико. Тоже важное сооружение, ведь «канал» и «канализация» имеют один и тот же латинский корень.

В гидроэнергетике туннели – важнейшая часть деривационных ГЭС. Здесь рекорд принадлежит новой исландской станции Каурахньюкар, чей главный туннель протянулся почти на 40 километров. Её строительство завершилось в 2007 году и вызвало бурные протесты экологов, но теперь местное алюминиевое производство приносит этой небольшой стране стабильный доход. Множество длинных деривационных туннелей за последние годы построены в Китае.

Наши достижения чуть скромнее, хотя одно время мы в этом деле были в лидерах – но доказательства лидерства остались в Армении и Грузии. Нынешний отечественный рекордсмен – деривационный туннель Зарамагской ГЭС длиной 14 километров 226 метров. Его проходка завершена в прошлом году. С чем его можно сравнить? С Калининским радиусом столичного метро – 16 км. Поезд идет 22 минуты.