«Как воевали плотины»

РусГидро – очень молодая компания, нам только что исполнилось 10 лет. Лишь 10 – из славной вековой истории отечественной гидро­энергетики. Увы, эту историю мы знаем не так хорошо, как хотелось бы. Общая история оказалась раскиданной по разным странам и разным компаниям.А ведь есть в этом столетии период, который навсегда останется общим. Это время великой и страшной войны. Вот почему в год 70-летия Победы мы решили вспомнить об этом времени. Сделать это нам помогли ветераны энергетики, наши коллеги из других компаний, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и средств массовой инфор­мации.

Мы хотим рассказать, как страна строила гидроэлектростанции, как спасала их, когда разразилась война, и как ГЭС работали на победу. Мы хотим рассказать про наших коллег, своим трудом и своей жизнью защитивших Родину на всей линии фронта – от Кольского полуострова до гор Кавказа. Это лишь малая часть истории Великой Отечественной войны. Но одна на всех победа слагается из таких вот частей.Нам выпала честь продолжать дело наших дедов и отцов, и гидроэлектро­станции, выстоявшие в войну, до сих пор продолжают вырабатывать чистую энергию. Для нас эти станции – не просто производственные объекты.Конечно, новые станции превосходят ГЭС-«ветеранов» по мощности и привлекают больше внимания. Но это только оттого, что мы, к сожалению, редко вспоминаем о боевых заслугах наших «ветеранов» из бетона и стали. Годовщина Победы – прекрасный повод исправить эту недоработку. Для этого и задуман проект «Как воевали плотины». Председатель Правления – генеральный директор ОАО «РусГидро» Евгений Дод.

РусГидро и телеканал LifeNews расскажут о ГЭС, внесших свой вклад в Великую Победу

В годы Великой Отечественной войны историю писали не только фронтовики. Ковали Победу все советские люди, в том числе и сотрудники гидроэлектростанций. ГЭС, построенные до войны и пережившие ее, по-прежнему несут нам свет. Но сами они находятся в тени – мало кто знает, какую героическую роль сыграли гидроэнергетики в годы тяжких испытаний. РусГидро решило восстановить историческую справедливость.

В сотрудничестве с телеканалом LifeNews запущен проект «Как воевали плотины». Плодом совместной работы станут 15 телевизионных сюжетов, которые выйдут в эфир с марта по июнь этого года. В ходе съемок, которые велись почти на всех гидроэлектростанциях страны, так или иначе связанных с военной темой, были собраны уникальные материалы – воспоминания ветеранов войны и труда, подлинные документы эпохи. Краткие минуты эфирного времени смогли вместить далеко не все. Поэтому был создан интернет-сайт, на котором помимо снятых фильмов решено разместить не вошедшие в них материа­лы – как собранные журналистами, так и присланные из самых разных городов России, с гидро-электростанций, проектных, научных и учебных институтов, из музеев и общественных организаций. 

Некоторые из них мы представляем на страницах «Вестника РусГидро».

Лучше под землю, чем в плен
svistuhinskaya_ges_cr.jpg
Оборудование Свистухинской ГЭС долгое время находилось буквально под пятой фашистских ­оккупантов, но врагу не досталось.

Возведение Свистухинской гидроэлектростанции на Кубани началось в 1936 году. Она строилась не только для выработки электроэнергии, но и для обслуживания 50-кило­метрового Невинномысского канала, который должен был стать частью мощной оросительной системы, использующей водные ресурсы северных склонов Кавказа для полива степных земель.

Работы шли ударными темпами. Но Великая Отечественная война внесла коррективы в планы гидростроителей. Летом 1942 года германские войска прорвались на Кубань. Оставлять врагу ценное оборудование ГЭС было нельзя. А эвакуировать было долго и сложно – могли не успеть. Тогда гидростроители решили рискнуть и закопали пропеллерные турбины и генераторы шведского производства в степи неподалеку от станции. Благо рабочие колеса турбин были сравнительно невелики – диаметром менее двух метров.
Пять месяцев Кубань и Ставрополье находились под контролем фашистов, которые даже не подозревали, что буквально у них под ногами зарыт настоящий клад. В феврале 1943-го оккупанты отступили под натиском Красной армии. А через год, 11 февраля 1944 года, Государственный комитет обороны принял постановление о возобновлении строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС. Тогда-то спрятанные турбины и генераторы извлекли на свет божий, чтобы вернуть на стройплощадку.

В 1948 году и канал, и ГЭС вошли в строй. Страна, пережившая Великую Отечественную войну и засуху 1946–1947 годов, остро нуждалась в кубанском зерне. Она его получила. В том числе и благодаря воде Кубани, направленной на степные поля. Местные жители до сих пор помнят плакат, установленный в 1947 году на одном из гидротехнических сооружений Ставропольского края: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики». 

С Соловьевым в разведку? Без раздумий!
Solovyev_cr_1.jpg

Так говорили сотрудники Чебоксарской ГЭС о заместителе директора станции по кадрам и быту Владимире Соловьеве. И ничего ­удивительного – во время Великой Отечественной Владимир Михайлович командовал развед­ротой, а первую награду ему вручил сам генерал Баграмян.

18 июня 1941 года уроженец деревни Тамшинер Сернурского района Марийской ­Республики танцевал на выпускном балу, а спустя четыре дня началась война. В тот же день Володя, не раздумывая, отправился в военкомат и попросился добровольцем на фронт. Но 17-летнему пареньку отказали. Дожидаясь призывного возраста, Соловьев работал учителем математики в Алексеевской семилетней школе. Осенью 1942 года Владимира направили во 2-е Мос­ковское военно-пехотное училище. В январе 1943 года все училище – от начальника до курсанта – в составе 101-й отдельной стрелковой бригады 4-й ударной армии 1 Прибалтийского фронта бросили на прорыв немецкой обороны под Велижем. Курсант Соловьев с 13 лет в одиночку ходил на охоту, в лесу он ­ориентировался как дома, а в тире был одним из лучших. Так что назначили его командиром разведроты. За захваченного в плен офицера, по словам бывшего разведчика, на роту давали два ордена Красной Звезды и две медали «За отвагу». Распределяя награды, Владимир Соловьев представлял к орденам других – в первую очередь раненых и погибших. А сам ходил без наград. И только в 1944 году генерал Баграмян, обходя строй, обратил на это внимание. Узнав, с какого времени воюет Владимир Соловьев и сколько на его счету «языков», он лично вручил герою орден Красной Звезды. Потом были орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу».

27 сентября 1943 года во время боевого задания Соловьева ранило в ногу осколком гранаты. Второе ранение – 5 марта 1944 года, во время разведки боем на льду озера Нещердо в Белоруссии. В июне 1944 года, ­после госпиталя, Соловьева направили в 28-ю гвардейскую артиллерийскую бригаду начальником базы звукометристов. Они засекали выстрелы вражеских пушек и при помощи приборов вычисляли их расположение, чтобы нанести потом ответный удар.

Войну Владимир Михайлович закончил на берегу Балтийского моря в Лиепае. После демобилизации он отправился в родные места, чтобы снова преподавать математику.

30-летнюю карьеру педагога ­Соловьев завершил на посту одной из средних школ в Республике Марий Эл, чтобы начать новый жизненный этап. Уже в гидроэнергетике.

В 1975 году Владимир Михайлович занял должность заместителя секретаря парткома управления строительства «Чебоксаргэсстрой», а потом, став замдиректора Чебоксарской ГЭС, до 1984 года отвечал на станции за кадры и быт.

21 марта Владимиру Михайловичу Соловьеву исполнился 91 год. Но разве это возраст для фронтового разведчика? Ветеран полон сил, энтузиазма и живет активной, насыщенной жизнью: встречается со школьниками, активно участвует в городских мероприятиях, поддерживает крепкие связи с родной Чебоксарской ГЭС.

Смотрите сюжеты проекта «Как воевали плотины» на телеканале Lifenews по средам в 20:00.