Рабочее колесо фортуны

У гидроэнергетики – пышное генеалогическое древо. Используемые в современных ГЭС устройства имеют множество предшественников, иногда весьма причудливых. Например, предки рабочих колес - водяные колеса - использовали еще античные земледельцы. С самых давних времен запруды и водяные мельницы преобразовывали один вид энергии в другой. Но перед тем, как сойти с исторический сцены, водяные колеса пережили причудливый расцвет, напоминание о котором находится в очень необычном месте – на острове Мэн.

Этот клочок суши длиной 50 и шириной 20 км находится между Британией и Ирландией, и в буквальном смысле живет по своим законам. Он не входит в состав Великобритании и Евросоюза, хотя и подчиняется королеве. У него есть собственный язык гэльской группы, хотя на нем могут говорить только две тысячи человек. Он выпускает собственную валюту, хотя это тоже фунты. И наконец, он обладает своим собственным представлением о ценностях – здесь с крайней неохотой меняют работающее старое на новое. 

На острове есть значительные залежи меди и свинца, и их добывали с незапамятных времен. В середине девятнадцатого века в шахтах рядом с деревней Лакси работали шестьсот человек, и они испытывали массу неудобств от попадающей в шахты воды. Чтобы ее откачивать из шахт, в то время обычно ставили паровую машину – но вот как раз угля на острове и не было. И его решили заменить водой, чему способствовало огромное количество осадков (от метра до двух в год) и крайне пересеченный рельеф острова (его верхняя точка достигает 620 метров).

Делом занялся местный инженер Роберт Кэйсмент, который заручился поддержкой губернатора острова. Электротехника по понятным причинам (шел 1854 год) помочь не могла, и энергию падения воды, извлекаемую при помощи колеса, пришлось передавать вниз механическими средствами. Шахты были глубокие, энергии требовалось много, и Кейсмент сделал по-настоящему большое колесо – диаметром 22 метра. На открытие нового чуда техники пригласили священника, который и окрестил колесо «Леди Изабеллой» - в честь жены губернатора.

Колесо сделано в основном из дерева и немногочисленных металлических деталей - частью местных, частью из Ливерпуля. Вращалось колесо неторопливо – всего три оборота в минуту. Но за эту минуту оно с глубины 450 метров откачивало чуть более тысячи литров воды. Иногда оно делало перерывы в работе по причине сухой погоды – но и в шахте по той же самой причине в это время воды было меньше; впрочем, перерывы не затягивались, остров солнцем не избалован. Кстати, сперва вагонетки с добытой рудой из шахт вытягивали пони, и лишь в 1877 году вместо четвероногих запрягли миниатюрный паровоз.

Ну а потом колесо настигла слава. Технологии пошли в другую сторону – уменьшения размеров и увеличения числа оборотов, металл вытеснил древесину, невозобновляемая энергетика в виде угля поборола возобновляемую, электропривод заменил механику. И оказалось, что колесо в Лакси – не просто очень большое, а самое большое в мире колесо такого типа.  Это вызвало интерес туристов, которые стали часто посещать шахтерскую деревню; чтобы поднимать туристов по склону, пришлось построить трамвайную линию (за проезд вверх господа платили в два раза больше, чем за проезд вниз; дамы же ездили вниз бесплатно). Неподалеку построили еще два колеса, но меньше.

Все это продолжалось, пока работали шахты – а они перестали окупаться и были закрыты в годы великой депрессии (1929). Почти сорок лет колесо стояло без дела, пока в дело не вмешалось островное правительство и не сделало из него чисто туристический объект. Не так давно гордость острова оказалась даже на местной банкноте достоинством 20 фунтов.

20фунтов_мэн.jpg


Наследниками колеса в Лакси могут считаться не только рабочие колеса ГЭС, но и парковые колеса обозрения. Их век начался в 1892 году, когда один деятель цирка Уильям Соммерс установил увеселительные колеса в парках Нью-Джерси и Нью-Йорка. Кстати, по размеру они почти точно соответствовали колесу в Лакси, но уже потребляли энергию, а не вырабатывали ее.