Привычка делиться

Школьник, студент, аспирант, начинающий свою карьеру работник – на каждом этапе становления нужен человек, который станет проводником в мир профессии энергетика. «Вестник РусГидро» продолжает серию публикаций о наставниках компании, которые преуспели в своих направлениях деятельности.

СПРАВКА

Для выявления лучших практик в 2021 году в Группе РусГидро был проведен конкурс «Энергия наставничества». В конкурсе было предусмотрено два направления: «Лучшая практика организации наставничества» (состязание практик предприятий) и «Лидер практики наставничества» (индивидуальный зачет среди наставников в нескольких номинациях).

Наставник-волонтер

Как начальник службы Александр постоянно обучает новых сотрудников, делится знаниями с коллегами курируемых структурных подразделений. Наставническая деятельность среди молодежи началась с просьбы руководства филиала ДГК «Хабаровская генерация» показать, как работают метрологические приборы. Демонстрационные уроки переросли в регулярные занятия для детей по основам электроники.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя. Можно только показать правильное направление.

Александр Мохов

начальник службы метрологии Хабаровских тепловых сетей ДГК

В 2017 году Александр Мохов стал наставником воспитанников подшефного детского дома №4 г. Хабаровска в рамках проекта социальной адаптации «Стань старшим другом». С тех пор он обучает детей умению пользоваться электросхемами, правильному обращению с профессиональными инструментами, выполнению электромонтажных работ. Его ученики регулярно завоевывают призовые места в региональных и корпоративных соревнованиях по стандартам WorldSkills в компетенции «Электромонтаж».

По словам Александра, необходимо умение стать близким человеком, к которому не страшно обратиться за помощью, авторитетным специалистом, к мнению которого готовы прислушаться. Ему самому наставничество помогает развивать навыки управления, общения, выступлений, эффективного донесения информации – все это нужно и руководителю.

Наставник-педагог

Светлана выступает наставником студентов и аспирантов на всем их пути знакомства с научным институтом – от первой практики до работы в качестве специалиста, вовлекая их в профессиональную деятельность исследователя. Трудовую деятельность во ВНИИГ она совмещает с преподаванием в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова и учебном центре Ростехнадзора. Кроме того, она является доцентом аспирантуры научного института. В учебный план Светлана Ладенко обязательно включает лекции, просмотр фильмов о ВНИИГ. Лучших студентов приглашает на производственную практику. Сейчас в научном институте работают 10 выпускников, у которых она была дипломным руководителем. В ходе совместной работы Светлана продолжает их обучать, передавая накопленные знания.

Для наставника нет большей радости, чем видеть успехи учеников и наблюдать, как неуверенный в себе молодой выпускник вуза становится квалифицированным гидротехником, перспективным ученым и востребованным специалистом.

Светлана Ладенко

ведущий научный сотрудник отдела натурных исследований и технической диагностики грунтовых ГТС ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева

Бывшие студенты, а теперь коллеги по работе в отделе натурных исследований.

Наставник в профессионализации молодежи

Наставником Петр стал, как только пришел на станцию. До этого он преподавал в Волжском филиале МЭИ, а когда начал работать инженером, встретился со многими своими выпускниками – сотрудниками ГЭС. К нему по старой памяти обращались за советами и разъяснениями, часто возникали вопросы о связи нового практического опыта с теорией. И Петр вернулся к преподаванию, но уже в другой роли – энергетика, участвующего в реализации комплексной программы Волжского учебного центра КорУнГа по подготовке студентов, обучающихся по направлению «Электро​энергетика и электротехника» в местном филиале МЭИ.

Всем известна фраза, которой нередко встречают вчерашних студентов на производстве: «Забудь все, чему тебя учили в институте». Свою практику наставничества я стараюсь строить таким образом, чтобы молодые специа­листы могли вежливо, но уверенно отказаться от такого «совета».

Петр Шамигулов

инженер ПТС Волжской ГЭС

Будущие энергетики приезжают на практические и лабораторные занятия в учебных классах и лабораториях ВУЦ. Опыт работы на производстве, которым делится с ними наставник, позволяет лучше разобраться в особенностях профессии, быстрее адаптироваться при дальнейшем трудоустройстве в РусГидро.

Работает Петр Шамигулов и со школьниками – по отдельной программе профориентации. Как бывший преподаватель вуза и как работник ГЭС он может рассказать ребятам обо всем, что их ждет на разных этапах карьеры, начиная со студенческой скамьи.

Петр Шамигулов проводит занятие для студентов филиала НИУ «МЭИ» в Волжском.

Наставник на производстве

Свои знания Иван передает как новым работникам, так и тем, кто проходит переподготовку. Отличительной особенностью его практики является разработка программ и использование тренажеров как для обучения, так и для проверки работы оперативного персонала на энергообъектах. Занятия на тренажерах позволяют охватить все задачи, выполняемые работниками оперативных служб, так что за один раз можно оценить и уровень подготовки, и общую организацию процессов. С обучающимися обязательно проводится подробный разбор полетов: все должны понять, что делалось правильно, а что нет, и почему.

Внедряя лучшие практики наставничества, мы формируем сообщество увлеченных и вдохновленных людей, занимающих проактивную позицию как в работе, так и в жизни.

Иван Шошин

ведущий эксперт Департамента эксплуатации РусГидро

Мотивацией к наставничеству для Ивана Шошина стала его работа в компании – на каждом этапе карьеры его поддерживали коллеги, а изучение новых требований проводилось всегда в форме обсуждения с примерами из практики. Теперь Иван сам стремится делиться тем, что узнал и чему научился.

Проверка знаний нормативно-технической документации осуществляется с помощью тренажера.