Показали по тепловизору

Как гласит народная бизнес-мудрость, чтобы понять, как лучше сделать, надо «подняться» над процессом: сверху лучше видно. Проверить это на практике, да еще и не умозрительно, а по-настоящему решили коллеги из ДГК. И оказалось, что находить «болевые» точки коммуникаций, проложенных под землей, лучше с воздуха.

Дмитрий Бондарь перед первым полетом на вертолете. По его словам, ощущения совсем не такие, как в самолете, так как легкий летательный аппарат трясет сильнее.

В конце прошлого года Дмитрий Бондарь, начальник производственно-технического отдела Приморских тепловых сетей ДГК, после одного из обычных рабочих дней (ничего особенного – совещание, взаимодействие с отделом, документы и отчеты) не пошел домой. Вечером его ждал вертолет. Он вместе с работниками подрядной организации должен был совершить свой первый в жизни полет, чтобы с воздуха с помощью тепловизора увидеть скрытые повреждения системы теплоснабжения в одном из районов Владивостока. Дальнейшая работа показала, что такой подход эффективен.

Сверху виднее

О методе поиска утечек в тепловых сетях при помощи тепловизионного оборудования Дмитрий Бондарь узнал еще в 2006 году во время одной из командировок. С тех пор изучал вопрос, познакомился с представителями фирмы-производителя оптико-электронных приборов, организовал испытания ручного тепловизора.

– Мы исследовали участок, где точно зафиксировали повреждение, но ожидаемого результата не достигли. Проанализировав полученные данные, пришел к выводу, что обследование сетей с помощью тепловой инфракрасной аэросъемки (ТИКАС) будет более эффективным, – рассказал Дмитрий. – В 2021 году в ДГК приняли концепцию по снижению сверхнормативных потерь, и я предложил использовать ТИКАС. Экспертная комиссия утвердила идею, и мы начали подготовку к первому полету.

Полет – половина дела

Встречу участников полета назначили на 21:00 по местному времени. К этому моменту специалисты подрядной организации завершали монтаж тепловизора. Небольшую коробку настроили, установив необходимые параметры, после чего закрепили на летательном аппарате. В 02:00 вертолет поднялся в небо. Команда собралась небольшая: пилот (за штурвал сел генеральный директор подрядной организации), Дмитрий Бондарь и специалист по работе с аппаратурой.

В ангаре развернули полевую лабораторию, чтобы настроить тепловизор под заданные условия. При установке параметров инфракрасной аэросъемки учитывают актуальные данные: температуру окружающего воздуха, его влажность, степень освещенности.

– Суть метода проста: тепловизор работает на контрасте температур: он измеряет степень нагрева поверхности объектов. Рассчитывали увидеть прокладку тепловых сетей, так как поверхность земли в этих местах более теплая, – рассказал Дмитрий. – Самое сложное было построить правильную траекторию полета. Оператор тепловизора постоянно контактировал с пилотом, направляя его по заданному маршруту. Чтобы получить нужный результат, нужно было постоянно держаться на расстоянии 300 метров от земли, что сложно делать, учитывая рельеф местности. Над сопкой невозможно просто направить вертолет под необходимым углом, как самолет. Надо подниматься, словно по ступеням: вертикально вверх, а потом уже двигаться вперед.

Модуль оборудования, включающий тепловую инфракрасную камеру, закрепляют на шасси вертолета. Он соединен с монитором, находящимся внутри летательного аппарата.

КСТАТИ


Для того чтобы солнечная инверсия не повлияла на тепловую съемку, полет был выполнен в ясную погоду и темное время суток.

Увидеть скрытое

Во время пробного полета была исследована зона теплоснабжения Владивостокской ТЭЦ-2 площадью 30 км² в Первомайском районе Владивостока. Поскольку 90% городских теплосетей находятся под землей, специалисты искали повреждения, которые не видны глазу без специальных приборов учета, фиксирующих повышенную подпитку. Эти повреждения влияют на качество предоставления коммунальной услуги потребителям, и их необходимо оперативно устранять.

В темноте дальневосточной зимней ночи тепловизор «видит» детали ландшафта, а также источники тепла, скрытые от человеческих глаз под поверхностью земли.

В ходе ТИКАС в режиме экспресс-диагностики были выявлены 70 сюжетов со 117 участками высоких теплопотерь – на магистральных и разводящих подземных трассах, находящихся на балансе Приморских тепловых сетей, и теплотрассах компаний-транспортировщиков.

Спустя три часа вертолет приземлился на посадочную площадку в пригороде Артема. Все запланированные задачи команда выполнила успешно.

Главное – итоги

Через три недели энергетики получили первые результаты: координатно-привязанные тепловые инфракрасные изображения участков тепловых сетей с высокими теплопотерями – для этого были изучены сотни черно-белых и цветных фотографий. Возможными причинами ненормативных потерь являются скрытые повреждения, нарушение или отсутствие теплоизоляции, подтопление теплосетей.

Полученными данными Приморские тепловые сети поделились с компаниями-транспортировщиками, поручив им выполнить ремонтные работы на указанных участках теплотрасс, чтобы улучшить качество оказываемых услуг.

– Помимо информации об оперативной обстановке на теплосетях, мы получили ценные сведения о размещении коммуникаций. Сейчас подрядчик актуализирует схемы прокладки тепловых сетей, в том числе и компаний-транспортировщиков, – поделился Дмитрий Бондарь. – Выявленные повреждения оперативно устранили. Данные об участках с ненормативной изоляцией передали службам ремонта организаций-сетедержателей, чтобы они внесли объекты в план реконструкции и привели теплосети города в нормативное состояние.