Пока поезд не ушел

Обеспечение устойчивости конструктивных элементов плотин ГЭС при осуществлении по ним железнодорожных перевозок стало целью масштабного исследования, проведенного филиалом «Института Гидропроект» – НИИЭС.

На прочность и устойчивость конструкций гидротехнических сооружений (ГТС) влияет огромное количество внешних факторов. Оценка их влияния в определенный период времени и прогноз на будущее – предмет многочисленных исследований, которые регулярно проводят специалисты Группы. Один из примеров – работа специалистов НИИЭС, проведенная на Камской ГЭС и позволившая выявить зависимость значений негативных динамических воздействий на плотину от скорости движения и веса проходящего по ее гребню железнодорожного состава.

«На водосливной, русловой и пойменной плотинах Камской ГЭС проведены сейсмовибрационные измерения, – рассказывает главный инженер НИИЭС Антон Антонов. – Полученные данные были использованы для расчета устойчивости откосов грунтовых сооружений Камской ГЭС при определении безопасного для них скоростного режима движения составов».

В итоге максимально допустимая скорость движения по основным сооружениям Камской ГЭС была снижена до безопасных 21 км/ч. Кроме того, обследование показало неудовлетворительное состояние железнодорожного полотна. В целях уменьшения вибрационных нагрузок РЖД было рекомендовано провести ремонт пути.

«Повторные исследования, выполненные после проведенного ремонта путей, показали, что динамические нагрузки снизились, а значения коэффициентов устойчивости откосов увеличились по сравнению с предыдущими данными, – продолжает Антон Антонов. – Это позволило снять наложенные ограничения скоростного режима и обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС».

Проведенное специалистами НИИЭС исследование получило премию на конкурсе лучших научно-исследовательских и инновационных работ РусГидро по итогам 2020 года. До 2022 года аналогичные работы планируется выполнить еще на трех ГЭС компании.