Новая жизнь золы

Что общего у уникальных мостов во Владивостоке, Ленинградской и Нововоронежской АЭС-2, Братской и Саяно-Шушенской ГЭС? Во всех случаях при строительстве объектов применялись бетоны, произведенные на основе золы-уноса по технологии ВНИИГ имени Б. Е. Веденеева.

Золошлаковые отходы и зола-унос, образующиеся в результате работы угольных ТЭС и накапливаемые на золоотвалах, востребованы в строительной индустрии. Так как золой можно заменить песок, щебень или грунт, она может применяться в дорожном и жилищном строительстве, при производстве стройматериалов – цемента, бетонов и кирпичей.

ВНИИГ имени Б. Е. Веденеева приступил к исследованию эффективности применения золы-уноса при производстве цемента и бетонов для гидростроительства еще в 1950-е годы. В 1960 году специалисты института разработали технические условия на применение этого материала, которые затем легли в основу других нормативных документов по этому направлению, в том числе действующего сегодня ГОСТа. Так, бетоны с золой-уносом уже использовались при строительстве Братской и Саяно-Шушенской ГЭС, а также гидроузла Шон-Ла во Вьетнаме.

В последние 10–15 лет технологии изготовления бетона шагнули далеко вперед, и ВНИИГ существенно расширил сферу применения золы при его производстве. «На основе наших разработок зола-унос применяется при создании и внедрении бетонов нового поколения с повышенными эксплуатационными характеристиками. Среди них – бетоны высокой подвижности, в том числе самоуплотняющиеся бетонные смеси, укладываемые в конструкции только под действием собственного веса, без вибрационного воздействия, и обеспечивающие проектные требования к основным характеристикам бетонов в широком диапазоне. На их основе разработаны скоростные и высокоскоростные технологии бетонирования, которые широко используются в разных отраслях строительства», – рассказывает Галина Костыря, начальник отдела ВНИИГа, специализирующегося на технологиях строительства и ремонта железо­бетонных сооружений.

Как отмечают специалисты ВНИИГ, такие бетоны невозможно получить без введения дисперсных наполнителей, к которым относится и зола-​унос. Ее использование позволяет снижать расход цемента, получать бетонные смеси с улучшенными технологическими характеристиками (повышенная текучесть, стойкость к расслоению, снижение тепловыделения при твердении) и бетоны с высокими физико-механическими свойствами (повышение трещиностойкости, высокая прочность и т.д.).

Разработанные во ВНИИГ бетоны, содержащие в своем составе золу-унос ТЭЦ, были уложены в конструкции мостового перехода на острове Русский и через бухту Золотой Рог, в конструктивные элементы Ленинградской и Нововоронежской АЭС‑2, в берегоукрепительные сооружения и путепроводы. Недавно специалистами ВНИИГ исследована зола-унос Магаданской ТЭЦ, проведена оценка ее эффективности при использовании в составах бетона для Усть-Среднеканской ГЭС. В ходе исследований установлено, что использование золы-​уноса способствует повышению прочности бетона при сниженном расходе цемента.