Первым делом – станция

Рабочий день на Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.

«Трудовой стаж» одной из самых уникальных станций страны – Зеленчукской ГЭС-­ГАЭС – чуть больше месяца. Побывать на ней и провести рабочий день с главным инженером Карачаево-Черкесского филиа­ла Сергеем Прыгановым – большая удача. Так что корреспонденту «Вестника» повезло вдвойне.

ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА

Сергей Прыганов часто сетует на то, что в сутках не 48 часов. Впрочем, машет он рукой, все равно времени бы не хватило. Коллеги уже привыкли: ну что тут поделаешь, если главный по технической части – трудоголик?! Приходится соответствовать...

Сегодня утро главного инженера, как, впрочем, и во все другие дни недели, началось в 05:30. На вопрос о том, зачем вставать ни свет ни заря, он отвечает просто: «Иначе многое из запланированного можно не успеть». А планирует Прыганов все и всегда заранее.

1_VRG_2017_r.png

Начало рабочего дня кажется спокойным. Первым делом Прыганов знакомится с общим положением дел на станции.


В 06:00 он знакомится с краткой оперативной информацией о происшествиях, режимах оборудования и ГТС за прошедшие сутки. А спустя час, уже в дороге, получает от начальника смены станции Александра Хомутского устный доклад о состоянии оборудования и сооружений, выявленных дефектах. И так ежедневно, в том числе и в выходные: в РусГидро действует регламент оповещения, в соответствии с которым о каж­дом происшествии начальник смены станции обязан доложить в том числе главному инженеру.

Дорога до станции из города Черкесска занимает 40–45 минут. В 07:25 Сергей Георгиевич входит в свой кабинет, уже владея общей информацией о состоя­нии объекта. Теперь самое время погрузиться в детали. Тут главному инженеру помогают комплексная автоматическая система управления технологическим процессом и системы видеонаблюдения. Он пристально вглядывается в монитор и в этот момент очень напоминает родителя, следящего при помощи видеоняни за поведением своего первенца.

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Прыганов не скрывает, что именно эта станция для него стала делом жизни и особенной любовью. Он приехал в Карачаево-Черкесию из Таджикистана в 1995 году. Время было неспокойное, и многим гидроэнергетикам пришлось покинуть бывшие союзные республики. Прыганов поступил на работу в Севкавгидроэнергострой, где возглавил отдел комплектации оборудования дирекции Зеленчукских ГЭС. Вот и получается, что она росла, развивалась и дважды родилась при его непосредственном участии.

2_VRG_2017.png

Принцип его руководства прост: специалисты должны найти верное решение самостоятельно. А технический директор лишь направляет их по верному пути.


СТО ВОПРОСОВ – СТО ОТВЕТОВ

Этот спокойно начавшийся день чуть ли не мгновенно превратился в непрерывный круговорот людей и дел. После того как захлопывается дверь за очередным посетителем (а в кабинет к Прыганову заходят запросто, без церемоний), спрашиваю, часто ли приходится принимать такое количество визитеров.

– Да я, вообще-то, редко здесь остаюсь один, – смеется Сергей Георгиевич. – Каждый приходит за уточнениями и разъяснениями, а кто-то и со своими предложениями.

Если идея ценная, он тут же начинает ее развивать. Все новое ему безумно интересно. А еще ему интересны люди – это видно по тому, как он разговаривает с коллегами. Кого-то спросит сначала о здоровье, а уж потом о работе, с кем-то пошутит, кого-то пожурит. С Прыгановым легко иметь дело, это на станции знают все. Как, впрочем, и то, что ключевое слово здесь – дело.

Вот сейчас, например, главный инженер обсуждает по телефону с заместителем по эксплуатации Михаилом Касаевым какую-то техническую проблему. Сначала внимательно слушает собеседника, затем интересуется его мнением и лишь потом высказывает собственное.

– Специалисты должны сами найти верное решение, и к счастью, это у них получается, – поясняет Прыганов, повесив трубку.

3_VRG_2017_r.png

Сергей Георгиевич уверен: станция – это сложный живой организм. И он умеет общаться с оборудованием, чувствует его состояние и настроение на интуитивном уровне.


УСПЕТЬ ВЕЗДЕ

11:00. Сергей Георгиевич неутомимым маятником перемещается между кабинетом и производственными службами. Успеть за ним, честно говоря, непросто. Пока Прыганов общается с работниками в машинном зале, спрашиваю у инженера главного щита управления Владимира Колесникова, что изменилось после пуска ГЭС-ГАЭС.

– Работать стало интереснее, но и сложнее, поскольку добавилось новое оборудование, – объясняет он. – К примеру, раньше переключения на ОРУ занимали около полутора часов, а теперь благодаря современному КРУЭ это происходит в считаные минуты. Все переключения производятся дистанционно – с компьютера, и вести наблюдения стало легче.

4_IMG_9142_r.png

Если машзал – сердце станции, то центральный пульт управления – ее мозг. С начальником смены станции Романом Хорошиловым.


ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

– Время сейчас особенное, – говорит Прыганов. – Аврал стройки уже позади, но за станцией, которая делает первые шаги, нужен глаз да глаз. Новое оборудование часто требует доводки: многие проектные решения выдавались с таким опозданием, что не было времени для полноценного анализа. И все-таки агрегаты работают по графику, а специалисты со своими обязанностями справляются.

Хотя непредвиденные ситуации тоже случаются. Об одной из них главный инженер рассказывает, возвращаясь с главного щита управления в кабинет.

– Оказалось, что на генераторах-двигателях перепутаны фазы главных выводов. Чтобы это исправить, проще всего было выполнить транспозицию токопроводов непосредственно внутри «бочки» генератора – так и компактнее, и материалов меньше. Но мы поступили иначе и выполнили ее снаружи. При подаче возбуждения на ротор из генератора вдруг повалил густой сизый дым, который не имел характерного запаха горелой изоляции. Если бы пошли простым путем, источник задымления искали бы гораздо дольше. А так сразу выяснили причину неполадки: «паразитные» токи грели воздухоразделяющие щиты, на которых обгорело масло.

ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Такие оригинальные технические решения – конек главного инженера.

– Если в разговоре снял очки и теребит дужки, значит, думает, – рассказывает старший мастер службы эксплуатации Шухрат Ашуров. – Потом приходит и говорит, что нужно сделать и каким образом. Так было с проблемой обеспечения гарантированной работы пневмоклапанов в системе пожаротушения первого и второго гидроагрегатов. Мы их раньше продували из-за конденсата, который мешал клапану нормально открываться и закрываться. Когда рассказали о проблеме Прыганову, он предложил установить специальный фильтр, который мы совместно и разработали.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Планы на новый объект генерации у республики большие: завершение проекта позволило обеспечить 45% потребностей Карачаево-Черкесии в электроэнергии. Плюс все преимущества гидроаккумулирующей станции, благодаря которым Зеленчукская ГЭС-ГАЭС теперь является центром оперативного регулирования и балансировки энергосистемы Северного Кавказа. Плюс дополнительные налоги в республиканский бюджет. Знакомя гостей со станцией, к перечню этих плюсов Прыганов обязательно добавляет еще один – высочайшая надежность оборудования и сооружений. А объект особого значения часто посещают глава региона Рашид Темрезов и члены правительства КЧР.

Сегодня никаких высоких гостей не ожидается – обычный рабочий день. Правда, обед уже пропустили, да и ужин, похоже, если и будет, то неизвестно когда. Смеркается, но ни единого признака того, что скоро Прыганов отправится домой, не заметно. Звоню супруге главного инженера, чтобы выяснить, часто ли ее муж задерживается на работе.

– Этим вопросом вы меня повеселили, – смеется Раиса Прыганова. – Нет у нас в семье такого понятия «задерживаться на работе». Он ею живет, ему это интересно. И я как энергетик прекрасно понимаю мужа.

В конце концов Сергей Георгиевич прощается с корреспондентом, а сам начинает просматривать какие-то бумаги. На вопрос, долго ли еще планирует сегодня работать, отвечает туманно: «Как пойдет…» Эта станция – всегда в центре его внимания, всегда на первом месте.