Кулибин на Оби

Придумки новосибирского инженера успешно работают на ГЭС.

Начальник службы эксплуатации Новосибирской ГЭС Алексей Андрианов найдет выход из любой, даже самой сложной технической ситуации. И коллеги точно знают: решение будет максимально простым, эффективным... и практически ­бесплатным! Впрочем, сам Алексей изобретателем себя не считает. «Голь на ­выдумку хитра, – говорит он. – Вот и мои нововведения просты до смешного». 

РАЗОБРАЛСЯ С ПОМОЩЬЮ ПОЛ-ЛИТРЫ

Взять, к примеру, так называемый датчик Андрианова, который верой и правдой служит на гидростанции уже несколько лет. В 2013 году на щитовом отделении станции смонтировали систему холодоснабжения, тепло­носителем в которой служит обычная вода. С приближением зимы Андриа­нов забеспокоился: что делать, если вода замерзнет, как это предотвратить? Никаких автоматических датчиков, определяющих температуру теплоносителя, в системе предусмотрено не было. Подрядчик предложил заменить воду антифризом. Посчитали – прослезились: такое решение обошлось бы дорого и к тому же сильно осложнило ремонты системы. 

– Выход из ситуации лежал на поверхности: система проходит через машзал, температура в котором ­никогда не опускается ниже +15 0С, а вот в щитовом отделении в морозные дни отметка термометра иногда пересекает нулевую отметку, – рассказывает Алексей. – Чтобы вода в системе не замерзала, включили насосы, которые и стали гонять теплую воду до щитовой. Однако сразу стало ясно: так насосы быстро износятся, да и затраты на электроснабжение будут велики. А между тем холодных дней, когда система может реально замерзнуть, в году всего несколько. Индикатором, показывающим, что пора включать насосы, стала обычная пластиковая бутылка с водой, подвешенная в щитовом отделении. Если вода в ней начинала замерзать, значит, пора включать насосы.

Так и пережили первую зиму, причем без сбоев. Коллеги украсили бутылку этикеткой с надписью «датчик Андрианова» – так за ней и закрепилось название. Через год систему оборудовали автоматическими датчиками температуры, но и датчик Андрианова по-прежнему висит на том же месте: любая автоматика может выйти из строя, а бутылке с водой все нипочем! 

НЕЗАЗОРНАЯ ИДЕЯ

За 20 лет работы на Новосибирской ГЭС Алексей Андрианов внес несколько рацпредложений. Первым из них (в 1999 году) стала замена подшипников скольжения на артезианских насосах осушения. 

– Прежние подшипники изготавливались из лигнофоля, и хватало их максимум на год работы, – рассказывает главный инженер станции Виктор Смирнов. – Андрианов где-то вычитал о новом материале УГЭТ производства Санкт-Петербургского НИИ «Прометей», главное достоинство которого – практически одинаковый со сталью коэффициент расширения. Это позволяет устанавливать минимальные зазоры в подшипниковом узле насоса и значительно увеличивает срок его службы. Мы прислушались к доводам коллеги и к очередному капремонту закупили для артезианских насосов подшипники из углепластика марки УГЭТ. Их многолетняя успешная эксплуатация доказала, что выбор был оптимальным. 

БОЛЬШАЯ СТИРКА

Инженерные решения Алексей Андрианов внедряет и дома. Например, он смонтировал систему светодиодного освещения с дистанционным управлением – удобную, экономичную и весьма эффектную. А вот система теплых полов досталась семье Андриановых от прежних хозяев. 

– Что и говорить, для наших сибирских условий вещь замечательная, – смеется Алексей. – Правда, радовались теплым полам мы ровно месяц, пока не получили счет за электричество. Пришлось оборудовать систему автоматическими датчиками, которые включают подогрев полов, только если хозяева дома. В итоге счета за электричество похудели на треть!

Переезд и переоборудование нового жилья Андриановых и для станции обернулись приятной ­неожиданностью. На работу переехала старая, но вполне исправная стиральная машина. Казалось бы, зачем на ГЭС стиралка? А очень даже пригодилась. Дело в том, что много оборудования на станции оснащено фильтрами, которые требуют еже­недельной замены. Цена вопроса – 90 рублей за штуку, а заменить нужно порядка 400 штук!

– Благодаря старой стиральной машине расходы на фильтры удалось сократить в четыре раза, – поясняет Алексей. – Мы закупаем синтепон – материал, очень похожий на тот, из которого сделаны ­фильт­ры, – рулонами. Стоит он, кстати, совсем недорого. Затем режем на куски нужного размера – вот и готовые фильтры, из одного рулона выходит ровно 400 штук. Через неделю сотрудники станции меняют их на новые, а отработавшие загружают в стиральную машину. Каждый ­самодельный фильтр выдерживает до четырех стирок, то есть служит не неделю, а месяц. Так что овчинка стоит выделки.