У истоков большой Волги

В декабре 1940 года дала первый промышленный ток Угличская ГЭС

В этом году у Каскада Верхневолжских ГЭС сразу три знаменательные даты, и все они связаны со старейшей станцией РусГидро на Волге. 80 лет назад, в 1935 году, руководство СССР приняло решение о строительстве гидроузлов на Верхней Волге. А в декабре 1940-го Угличская ГЭС уже выдала первые киловатты электроэнергии. 

ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ

Моя родная станция, безусловно, одно из самых красивейших сооружений нашего города, – говорит инженер участка связи и телемеханики Александр Пыльнев. – Вот уже 25 лет я каждый день хожу на работу одним и тем же маршрутом и всякий раз испытываю гордость, восторг, благодарность ко всем, кто создал это инженерное чудо. 

Чувства Александра Ивановича хорошо понятны всем, кто хоть раз побывал на станции. Нынешние эксплуатационники бережно хранят все приметы уже далекой эпохи. Даже внутренние помещения ГЭС не затронули веяния модных ныне евроремонтов: двери, светильники, стеновые панели, лепнина – все точно такое же, как семь с лишним десятилетий назад. В помещении главного щита управления внешне тоже ничего не изменилось. Оперативники несут свою вахту за столом, сделанным заключенными Волголага. Этот стол – особая гордость: просторный, монументальный, невероятно удобный, с множеством отделений.

«ТАКИХ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОИЗВОДЯТ!» 

Впрочем, не делают теперь и таких станций. Все последующие – крупнее, мощнее, масштабнее, однако именно здесь, в Угличе, началась история волжских, камских, сибирских и дальневосточных гидроэнергетических гигантов. 

– При строительстве Угличской ГЭС коллектив проектировщиков за короткий срок разработал на высоком техническом уровне оригинальный проект гидроузла, – говорит директор Каскада Верхневолжских ГЭС Андрей Дережков. – Здесь были внедрены новые строительные материалы, применялись передовые технологии и новейшая по тому времени техника. Эта стройка стала школой высококвалифицированных кад­ров. На большинстве ГЭС страны, появившихся в послевоенные годы (Каховской, Цимлянской, Камской и других), трудились строители Угличской ГЭС – их опыт эксплуатации сооружений и оборудования был бесценен. 

В ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЯХ

Постановление о начале строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов общей установленной мощностью около 300 тысяч кВт было принято 14 сентября 1935 года. Основной задачей их создания была отнюдь не энергетическая, а прежде всего транспортная составляющая: «Создать в районе Молого-Шекснинского междуречья крупное водохранилище и гарантировать на верхних плесах Волги и на подходах к каналу имени Москвы необходимые судоходные глубины». Практически сразу же после выхода документа в свет начались работы по возведению первоочередных подсобно-вспомогательных объектов и организации строительных площадок.

Сооружение обоих гидроузлов шло одновременно, но строители Угличской ГЭС опережали рыбинских. К осени 1939 года были построены здания ГЭС и водосброс­ной плотины. В начале декабря гидростроители начали перекрытие Волги, но сооружение земляной плотины продолжалось вплоть до октября 1940-го. К лету она достигла необходимой высоты и прочности, чтобы в Угличском водохранилище началось накопление воды. Параллельно строили здание ГЭС и шлюз. А в это время на Ленинградском металлическом заводе изготавливали гидротурбины, которых еще не знала отечественная практика гидро­строительства, – поворотно-лопастные (Каплана) невиданной мощности – 55 МВт каждая! ­Кстати, после войны, в 1946 году, за разработку турбин для верхневолжских станций инженеры ЛМЗ получили Сталинскую премию.

К моменту пуска первого гидроагрегата у здания ГЭС была только крыша, ни внут­ренних, ни наружных отделочных работ еще не делали. Отсутствовала часть основных и вспомогательных механизмов водо­сливной плотины. Однако существенно на эксплуатацию оборудования это не влияло, и 8 декабря 1940 года первый агрегат Углич­ской ГЭС пустили в эксплуатацию. Вторая станционная машина встала в строй 20 марта 1941 года, и к началу Великой Отечественной войны станция работала на полную установленную мощность.

ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ

Киловатты станции внесли огромный вклад в Победу, и каждый из них дался ценой неимоверных усилий. Трудно приходилось эксплуатационникам: из-за острого дефицита электроэнергии останавливать оборудование для профилактики можно было лишь на короткие сроки. Еще сложнее пришлось тем, кто защищал ГЭС от налетов вражеской авиации. В составе 62‑го и 380‑го зенитных артиллерийских дивизионов были в основном девушки, тем не менее ни одна бомба не упала на территорию станции! Угличская и Рыбинская ГЭС вместе выработали за годы войны примерно 4 млрд кВт•ч электроэнергии, это были единственные источники электроснабжения столицы и множества фабрик и заводов, работавших на Победу. А шлюзы ГЭС обеспечили доставку миллионов тонн военных и народно-хозяйственных грузов. 14 июля 1944 года указом Президиу­ма Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на реке Волге был награжден 161 человек, из них орденом «Знак Почета» – 70, медалью «За трудовую доблесть» – 36, медалью «За трудовое отличие» – 22. Ордена Трудового Красного Знамени удостоились 33 человека.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

С военного времени на станции остался только один гидроагрегат – под первым станционным номером. Вторая машина была заменена в 2011 году. Сегодня станция переживает второе рождение и к 2020 году полностью обновится. Впрочем, процесс преобразований затронет только агрегаты и механизмы. А внешне все останется по-прежнему. Неповторимый облик одного из ярчайших образцов сталинской архитектуры будет бережно сохранен.