Год под знаком «цифры»

2020-й стал годом очередного всеобщего осознания, что без информационных технологий невозможно не только будущее, но уже и настоящее – а как иначе, если сегодня даже в школу мы отправляем детей через Интернет. Директор Департамента информационных технологий Станислав Терентьев – о волшебстве, импортозамещении и заботе о стрессоустойчивости работников РусГидро.

– Давайте начнем с самого запоминающегося события года. В марте компания сумела за очень короткий срок осуществить массовый перевод работников на удаленку. Что оказалось сложнее всего?

– По ощущениям – как волной накрыло, такая проверка на прочность – и людей, и всех систем. До начала пандемии в РусГидро не было решений, поддерживающих настолько большое количество одновременно удаленно работающих с корпоративными ресурсами. В один момент 200–300 пользователей превратились в 5000 – это без учета ряда ПО, где также используют ИТ-инфраструктуру ПАО «РусГидро». В авральном режиме мы разворачивали технические решения, позволяющие и подключить всех пользователей, и соблюсти все требования информационной безопасности, а также организовывали техподдержку: в какой-то момент вообще весь департамент превратился в СПП, и я в том числе.

– В этом году многие важные мероприятия прошли в онлайн-формате. Понадобились ли для этого новые ИТ-решения?

– Конечно, ведь и самих видеоконференций стало в три раза больше, и требования к функционалу изменились: добавилась потребность трансляции презентаций в ВКС, показ рабочих столов, каскадное подключения организаций, не входящих в Группу РусГидро. Были развернуты системы защищенной правительственной связи и дополнительная система для ВКС с проведением презентаций. Также увеличили ресурсы корпоративной телефонии, что позволяет сотрудникам использовать ее вне офиса. Фактически рабочее место сотрудника «переехало» из офиса домой с сохранением всех ресурсов (программного обеспечения, внутренних телефонных номеров и т. д.).

– Хотелось бы узнать и про организационные перемены: ИТ-специалистов в филиалах сейчас переводят в штат РусГидро ИТ Сервис. В чем преимущество такого перехода?

– РусГидро ИТ Сервис (РГИТС) – это наши руки. Они осуществляют поддержку всех систем, разбираются, что происходит у пользователей. ИТ-специалисты в филиалах остаются на своих местах, но по смыслу начинают работать удаленно. Первая предпосылка такого решения – прозрачность. У людей на объектах существовало тройное подчинение: непосредственному начальнику на станции, затем функционально – нашему Департаменту и иногда – РГИТСу. И порой невозможно было понять, кто кому какое поручение дал и чем человек на самом деле занимался. Вторая причина: меняется наш ИТ-ландшафт, появляются новые системы, все хотят техподдержку. Нужно формировать компетенции «по кучкам». Изменится организация работы, станет все понятно с задачами, расписанием и ответственностью каждого специалиста, и дальше мы посмотрим на опыт, таланты, разберемся, кому какие знания нужны. А пользователи филиалов и «дочек» просто будут получать все ИТ-услуги через службу одного окна – через СПП. Немаловажным фактором является также острая потребность обслуживания дочерних компаний внутри Группы. Фактически этот перевод – первый шаг на пути создания сервисной модели оказания ИТ-услуг в масштабе Группы РусГидро.

– Для каких задач в РГИТСе создается проектный офис?

– Расклад должен быть такой: наш Департамент прорабатывает с функциональным заказчиком задание, выпускает на конкурс. А проектный офис подхватывает и уже за ним закрепляются апробирование, тестирование, реализация и эксплуатация. Хотим сконцентрировать здесь умные головы, которые хорошо разбираются в системах РусГидро и понимают, что нужно заказчику. Сейчас специалисты Департамента информационных технологий в среднем одновременно ведут больше 50 проектов – в разной степени готовности. Хочется, чтобы проектный офис нас разгрузил и мы вынырнули из текучки, больше занимались цифровизацией, стратегией, выбором технических решений, методологией.

– Вы же «айтишники» – а это значит, что все можете, так? Часто ли функциональные заказчики у вас чудес просят?

– Мы как волшебники – можем все, но не без нюансов. Есть продвинутые функциональные заказчики, которые реально знают, что хотят, и понимают, зачем это нужно. А есть другие – сделайте, потому что мне так удобнее. И тут следующий вопрос: сколько стоит «удобнее» – 1 млн, 10 млн, 100 млн? Мы работаем как фильтр: вот это действительно можно сделать, а вот для этого лучше использовать то, что у нас есть, но по-другому. Хотя в последнее время мы все больше погружаемся внутрь процессов, становясь своеобразными процесс-менеджерами, то есть вместо простого внедрения систем предлагаем еще подходы для изменения процессов в компании.

– То есть ищете среди уже готовых решений?

– Вот смотрите. Когда-то ничего не было. А потом все начали создавать программы для своих процессов. Компании большие, задачи разные, готовых вариантов нет. За это время мы накопили приличный объем сильно кастомизированных решений – в РусГидро есть около 40 разных систем, среди них и самописные, которые иногда еще нужно и дорабатывать – это отдельная головная боль. Когда ко мне приходят с новым запросом, я говорю: давайте посмотрим ваши пожелания, а теперь посмотрим на то, что у нас уже есть, – пошире. Можем вот отсюда и отсюда забрать данные, подкрутить вам интерфейс… Да, это не всегда всем удобно.

– А что же делать с накопленным кастомизированным багажом?

– В идеале должны быть 1–2 системы, которые мы обслуживаем. Образно говоря, нужно пробить стены – собрать с помощью так называемой интеграционной шины в одном месте всю массу данных, которыми все без исключения могут пользоваться. Шина – это информационная система с коннекторами, предназначенная для обмена данными между другими системами. Если ее нет, то взаимодействие разных систем между собой приходится настраивать в ручном режиме. И заново перенастраивать, если что-то обновится – например, законодательство изменится. В случае появления шины все становится проще. Сейчас определяемся с платформой – здесь тоже есть из чего выбирать. Помимо шины, мы еще планируем в одном месте собрать НСИ – нормативно-справочную информацию – со всей компании и привести ее к единому виду, классификаторам, форме заполнения. Это тоже сложная задача, и надо, конечно же, срочно – три года назад. А вообще глобальная цель всех перемен – сделать так, чтобы всем работалось легче и быстрее.

– Проект внедрения электронного документооборота – один из важнейших в текущих условиях, поделитесь, каких успехов достигли здесь.

– Продолжаем уходить от ручной подписи, замещая ее электронной (ЭП). Когда случилась удаленка, появилась задача – быстро перейти на ЭП. Хорошо, что были какие-то заготовки. Масса документов в компании уже подписывается ЭП, до конца ноября все наши ПО перейдут на ЭДО в части исходящих писем. Далее – юридически значимый документооборот: в ноябре перевели в опытную эксплуатацию работу с контрагентами по первичным документам – акты, счета-фактуры, для чего прошла интеграция с SAP. Это большой контур, под который делалась доработка в LanDocs. Следом подтянется вся остальная документация.

– И про LanDocs интересно. С ним будут какие-то глобальные перемены происходить?

– В планах – перейти на веб-версию, чтобы можно было им пользоваться на любом устройстве, в том числе мобильном. Интерфейс поменяется, так как он должен быть тактильно удобным. Протестируем, и если решим внедрять, то постепенно, чтобы не создавать лишний стресс для пользователей. Данный переход позволит нам существенно продвинуться в части импортозамещения, а это одна из важнейших стратегических задач нашего департамента.

– Стресс иногда способствует развитию. Директива Правительства о переходе госкомпаний на преимущественное использование отечественного ПО – это стрессовая ситуация для нас? Даст развитие или наоборот?

– До этого была установка – ставим все прогрессивное. Потратили деньги, поставили, отладили, все хорошо работает. Теперь другой запрос: давайте снесем все передовое и поставим отечественное… А менять особо не на что – или не существует аналогов, или они еще сырые. Плюс сложности с развитием текущих проектов, так как на одну лицензию любого импортного ПО нужно купить три российских – все время нужно думать, чем перекрыть новое приобретение. Конечно, мы можем вместо Microsoft всем в РусГидро установить что-то наше, российское, чтобы стрессоустойчивость проверить у работников, но не хочется – техподдержка ведь первой побежит из компании. Да, зачастую российское программное обеспечение дешевле иностранных аналогов, но, к сожалению, стоимость владения существенно дороже зарубежного ПО. А сейчас в ИТ важно не то, сколько стоит то или иное решение на старте, а во сколько обойдется его эксплуатация потом.

В соответствии с планом, в 2019 году мы перешли на 65% отечественного ПО, в 2020 году закроем 80%. Мы ищем работающие российские решения, потихоньку встраиваем и прикручиваем их помодульно, но для пользователей как будто бы ничего и не меняется. Сейчас у нас под вопросом замена SAP, но мы смотрим, как у других крупных компаний работа с 1С растягивается на годы и с какими проблемами они сталкиваются. К изменениям нужно подойти вдумчиво, чтобы ничего не потерять и как минимум не ухудшить работу своих систем.

– Как продвигается работа над программой цифровизации РусГидро?

– Программа обширная, в этом году по нашей инициативе она актуализирована и дополнена, включает в себя 26 проектов на период до 2023 года. В числе новых проектов – создание интерактивной карты оценки технического потенциала использования ресурсов ветровой и солнечной генерации с учетом цифрового моделирования рельефа местности на объектах локальной генерации в изолированных и труднодоступных районах ДФО; создание мобильного решения для оперативного персонала с применением технологии AR; пилотный проект по созданию модели машинного обучения для оптимизации режимов работы производственного оборудования; создание единой информационной системы контроля и мониторинга эффективности работы объектов локальной генерации в Группе РусГидро; разработка единой системы автоматизации управления технологическим присоединением и перспективным развитием и др. Еще расширим и линейку технологий – планируем применять Big Data, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта – машинное обучение, роботизированную автоматизацию процессов, систему поддержки принятия решений на основе цифровых двойников, технологии дополненной и виртуальной реальности, и это не полный перечень.

– А часто к вам выходят с инициативами и предлагают какие-то идеи по цифровизации?

– Если говорить про тех, кто работает «на земле», то энергетики очень консервативные: если что-то проверено временем – значит, ничего менять не надо. Кроме того, есть вопрос готовности переучиваться и работать с другими системами, иногда более сложными. Но и цифровизация не может просто идти «сверху» – ведь в конце цепочки мы столкнемся с оборудованием определенных характеристик и возможностей, а также людьми, которым с ним работать. Двигаться нужно с двух сторон.

Но, конечно, есть направления, которые легче поддаются цифровизации. Например, мы плодотворно сотрудничаем с бухгалтерией. Из актуального – дорабатываем проект единого казначейства – по структуре это как создание собственного банка, а также налоговый мониторинг – дадим доступ к своей системе налоговой службе, чтобы оптимизировать процессы, связанные с проверками.

– Актуальный для нашей компании вопрос – работа с умными счетчиками. Какие перемены нас ждут здесь?

– В соответствии с ФЗ №522 в компании внедряется интеллектуальная система учета электроэнергии и появится цифровая облачная платформа энергоданных компании. Для Группы РусГидро облачные решения – это техническая необходимость. Закон изменил требования по реализации автоматизированной информационно-измерительной системы учета энергоресурсов (АИИСУЭ) для гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. Такое решение позволяет обеспечить создание единой системы во всех наших ПО и выполнить требования закона в интересах не только Группы, но и потребителей – население может в любой момент запросить у энергетиков те или иные данные.

Мы планируем расширять функционал облачной платформы энергоданных, прежде всего для получения информации с энергообъектов, расположенных в ДФО.

– Какие новые решения внедряются по части АСУ ТП?

– В 2021 году запустим разработку типовых проектных решений по автоматизации тепловых электростанций – будут сформированы единые требования для всех объектов Группы. Совместно с СО ЕЭС в 2020 году мы успешно обкатали на Воткинской ГЭС первый в России проект по дистанционному управлению с оборудованием ОРУ 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ. На 2021–2022 годы планируется тиражиро­вание этих решений, причем будет и пилотный проект для тепловой электростанции и подстанций ДФО.

– ИT-специалисты очень востребованы. Есть ли у вас «кадровый голод»?

– Безусловно. При этом из-за большого количества кастомизированных систем каждому новому сотруднику нужно действительно много времени, чтобы полноценно включиться в рабочий процесс. Подготовка эксперта, обладающего знаниями как об ИТ-ландшафте РусГидро, так и об особенностях информационных систем и понимающего все потребности функционального заказчика, занимает от 6 до 12 месяцев. В связи с этим очень остро стоит вопрос как поиска и подготовки новых кадров, так и удержания имеющихся. И это не секрет, что наших ребят с удовольствием переманивают конкуренты, поскольку по части информационных систем РусГидро идет на шаг впереди многих.

– И последний вопрос: как сделать из простого «айтишника» «айтишника-энергетика»?

– Конечно, очень ценны люди, работавшие с энергетиками, знающие основное оборудование и то, что с ним делать. Но для любого «айтишника» необходимо полностью погрузиться в предметную область, автоматизацией которой он в настоящий момент занят. Не зря в свое время ходил анекдот, что лучший бухгалтер – это программист 1С. Поэтому мы стараемся максимально погружать работников в особенности процессов и обучаем при необходимости.

Биография

Родился 26 ноября 1967 года в Санкт-Петербурге.

Образование: Северо-Западная академия государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление».

Карьера:

В 2001–2004 годы занимал руководящие должности в ОАО «Энифком», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС».

С 2005 по 2014 год выполнял обязанности исполнительного директора и гендиректора ОАО «Московский узел связи энергетики».

21 апреля 2014 года избран генеральным директором ОАО «Управление ВОЛС-ВЛ» (дочерняя компания ПАО «Россети»).

С 2015 года работал по совместительству генеральным директором АО «СЗЭУК», с 2016 года – и. о. директора по информационным технологиям ПАО «Ленэнерго».

В октябре 2018 года пришел в РусГидро на должность советника Генерального директора. С сентября 2019 года – директор Департамента информационных технологий ПАО «РусГидро».

Награды:

Почетная грамота ОАО РАО «ЕЭС России», почетное звание «Заслуженный работник электросетевого комплекса» ОАО «Россети».