Удельный маршрут топлива

Предприятия РусГидро на Дальнем Востоке завершили формирование запасов топлива в рамках подготовки к ОЗП. Суровый климат, отдаленность территорий, отсутствие дорог, сложная логистика и ограниченное время превращают доставку топлива в сложную задачу, которую, тем не менее, из года в год успешно решают в Группе РусГидро.

06-07+cr_razv(1).jpg Необходимый для работы в осенне-­зимний период 2019–2020 годов объем топлива для тепловых электростанций РусГидро на Дальнем Востоке – а это более 3 млн тонн угля и 264 тыс. тонн нефтепродуктов – доставлен на станции в соответствии с графиком. Особое внимание всегда уделяется завозу топлива в изолированные энерго­системы с ограниченной транспортной доступностью – Якутии, Магаданской ­области, Камчатки, Чукотки. Использу­ют­­ся практически все современные виды транспорта, кроме авиации, при этом сроки перевозки топлива ограничены ­периодом навигации. «Вестник» нанес все маршруты на карту и выяснил интересные факты о доставке.

Камчатка: успеть до холодов

Топливо на полуостров завозится в основном в период летней навигации, который, в зависимости от погодных условий, длится с мая по октябрь. Дизельное топливо и масло доставляют по морю в спецконтейнерах в порты Петропавловска-­Камчатского, Усть-Камчатска, Манил, Паланы, Тиличик, Никольского, Оссоры. Уголь железнодорожным транспортом завозится в Приморье, а затем сухогрузами переправляется на Камчатку. За пределами Петропавловска-Камчатского существует лишь одна автотрасса протяженностью 700 км, в основном гравийная, связывающая краевой центр с Усть-Камчатском. А вот севернее – наземное транспортное сообщение практически отсутствует. На этих территориях основной вид транспорта – зимник. По нему и развозится оставшийся небольшой объем топлива силами АО «ЮЭСК». Учитывая, что зимники – это пересеченная ручьями, повторяющая сложнейший ландшафт колея, водители бензовозов порой рискуют жизнью. Заблудиться в ­тундре очень просто, а выбраться одному – нереально. Зачастую зимник накатывают по замерзшим рекам. По мере промерзания или оттаивания реки меняется и разрешенный вес автомобилей, что влияет на логистику и время доставки. Из села Манилы в села Слаутное, Каменское и Аянка дизельное топливо плывет на баржах по реке Пенжина. Если год маловодный, перевозчик летом может неделями ждать поднятия реки до приемлемого уровня. Особняком в логистике стоит село Никольское, расположенное на острове Беринга между Тихим океаном и Беринговым морем. Практически в любое время года постоянная штормовая погода со шквалистым ветром может помешать судам подойти близко к берегу для разгрузки. Поэтому к Алеутскому энергорайону особый подход, исключающий возможные перебои с дизельным топливом и тем более углем. Кстати, это единственный район Камчатки, где отопительный сезон приостанавливается только на две недели для проведения профилактических работ.

Якутия: дойти до конца

81% территории республики, или 522 населенных пункта, относится к категории трудно­доступной местности. За бесперебойное теплоснабжение населения шести районов Якутии – Алданского, Оймяконского, Усть-Майского, Усть-Янского, Ленского района (г. Ленск), Мирнинского района (п. Чернышевский, п. Светлый), а также Охотского района на севере Хабаровского края – отвечает дочернее предприятие Якутскэнерго «Теплоэнер­госервис». Топливо компания завозит в течение всего года по сложной смешанной схеме: железной дорогой, рекой и морским путем, а также автотранспортом. Особое место в этой цепочке занимает зимняя дорога. Завоз годового объема каменного угля для отопительного сезона в некоторых районах Якутии, например, в Усть-Майском и Алданском филиалах (п. Кутана и Чагда), осуществляется грузовым речным флотом. И завершается с закрытием навигации на реке Алдан в начале октября. Круговой рейс до пунктов назначения и обратно длится пример­но четверо суток.  В Охотские филиалы топливо завозится частями. Необходимый запас каменного угля для прохождения пиковых нагрузок в наиболее холодные месяцы (с ноября по февраль) завозят до конца июня с разрезов средней полосы России, например, в 2018 году – с Ерунаковского разреза Кемеровской области. Но в 2019 году уголь доставляется с Эльгинского разреза Южной Якутии. Вначале везут железнодорожным транспортом до порта Ванино Хабаровского края. Затем – по морю в Охотский торговый порт. А до котельных уже автомобильным транспортом. Для обеспечения котельных углем в период с сентября по октябрь и с марта по июнь, в течение отопительного сезона, осуществляется завоз автотранспортом с Мареканского разреза Хабаровского края.  Наиболее сложный для компании участок по доставке топлива – Усть-Янский район Якутии. Уголь туда доставляется из Хакасии, пожалуй, самым длинным маршрутом. Протяженность первого участка – железнодорожного, до Мурманска, – более 5 тыс. км. Далее морскими судами уголь перевозят по Северному морскому пути в п. Нижнеянск для дальнейшей перегрузки на речные суда. Средняя протяженность речного пути – более 200 км. Затем топливо из Усть-­Янска и Усть-Куйги отправляется дальше по земле. Авто­дорога Усть-Куйга – Депутатский имеет протяженность 224 километра. И это основной маршрут, связывающий пять населенных пунктов с районным центром. 

Магаданская область: преодолеть сложности

Поставка каменного угля для Магаданской ТЭЦ – сложная логистическая задача, в которой увязана перевозка железнодорожным, морским, автомобильным транспортом, перевалка в дальневосточных портах, а также ограниченный срок навигации с мая по ноябрь. Твердое топливо поставляется с Минусинского угольного бассейна в Хакасии. Маршрут доставки таков: на железнодорожных составах уголь везут со станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги до порта Ванино. Оттуда до Магаданского морского торгового порта уголь перевозится теплоходами. Протяженность маршрута более 1180 морских миль, или почти 2200 километров. Общее количество рейсов – 19. А дальше из морского порта Магадана на Магаданскую ТЭЦ уголь доставляется собственным автотранспортом ПАО «Магадан­энерго». В качестве топлива для паровых котлоагрегатов Аркагалинской ГРЭС используется каменный уголь Верхне-Аркагалинского месторождения, расположенного в 61 километре от станции. Доставляется он на машинах с октября по май ежегодно. 

Чукотка: бросить вызов стихии

На каждую из электростанций АО «Чукотэнерго» твердое топливо завозится с различных месторождений России с учетом марок угля и установленного оборудования на ТЭС. Поэтому на каждую электростанцию логистика доставки твердого топлива выбирается индивидуально с учетом расположения месторождения угля, объема поставки и срока навигации. Бурый уголь для Анадырской ТЭЦ везут по ледовой переправе через Анадырский лиман с использованием автомобильного транспорта. Поставка топлива происходит в период формирования максимальной толщины льда в марте-апреле. После проведения первого этапа газификации станции уголь является вторым основным топливом и используется в ограниченном количестве. На Чаунскую ТЭЦ каменный уголь завозится вначале речным, а затем морским путем до порта Певек, откуда автотранспортом вывозится на склад электростанции. Морской порт Певек является самым северным портом в России и замерзает в осенний период, поэтому на Чаунскую ТЭЦ период завоза топлива ограничен летней навигацией по маршруту река – море. Поставка топлива осуществляется с августа по сентябрь. На Эгвекинотскую ГРЭС завоз бурого угля происходит морским транспортом. Судно плывет до Эгвекинотского морпорта от трех до 12 дней и больше – в зависимости от отдаленности месторождения. Дальше из морского порта на склад электростанции топливо доставляется автотранспортом. Эгвекинотский морской порт так же, как и Певек, имеет ограниченный срок навигации, который длится с середины июня по конец октября. При этом завоз топлива в октябре сильно осложнен проходящими штормами, муссонами и тайфунами.

Хабаровский край: следовать логистике

Для ТЭЦ и ГРЭС АО «ДГК» круглогодичная отгрузка угля железнодорожным транспортом осуществляется с месторождений Кемеровской, Амурской областей, Хабаровского, Красноярского, Приморского краев, республик Бурятия, Хакасия и Саха (Якутия). Самый протяженный маршрут – доставка хакасского угля на Майскую ГРЭС – составляет 5043 км. В адрес Райчихинской ГРЭС и Чульманской ТЭЦ филиалов АО «ДГК» отгрузка и доставка угля осуществляется с местных угольных месторождений (райчихинского и нерюнгринского, соответственно) автомобильным транспортом на склад грузополучателя. Газ по газопроводам (магистральному и распределительному) поступает с Сахалина.


Кстати

С августа 2019 года Транспортная компания РусГидро начала перевозку угля для Эгвекинотской ГРЭС АО «Чукотэнерго». Объем угля, запланированного к перевозке в этом году, составляет 40 тыс. тонн, в следующие два года объем перевозки возрастет до 90 тыс. тонн в год. Для доставки топлива в поселке Эгвекинот ТК РусГидро создала отдельный транспортный участок, оснащенный пятью самосвалами «Урал», тремя самосвалами МАЗ и тремя прицепами.