Под защитой плотин

Этим летом Дальний Восток вновь пережил наводнение, вызванное затяжными дождями и тайфуном. Критическая ситуация наблюдалась в четырех субъектах ДФО, но первый и самый мощный удар приняла на себя Амурская область. Единственным заслоном на пути «большой воды» стали Зейская и Бурейская ГЭС. «Вестник» вспоминает самые опасные в новейшей истории наводнения в регионе, которые могли бы стать катастрофическими, если бы не было ГЭС.

Люди, живущие вблизи притоков Амура – Буреи и Зеи, ежегодно испытывают на себе крутой нрав рек. Проливные дожди и циклоны, которые характеризуют муссонный климат региона, всегда становились причиной стихийных бедствий. Так, в архивах хранятся данные о наводнении 1872 года, когда уровень воды в Благовещенске поднялся до такой отметки, что по улицам проходили корабли и приставали прямо к домам, чтобы высадить пассажиров. Тогда пострадало около 30 станиц. Наводнение 1928 года в городе Зея сохранилось не только в воспоминаниях очевидцев, но и на фотографиях. Его называли «наводнением века»: вода смывала все на своем пути – жилые дома, магазины, повозки с лошадьми. Были затоплены телеграфные столбы, над которыми проплывали лодки. Досталось и Благовещенску – здесь пострадало около 700 домов. Летом 1958 года проливные дожди вновь стали причиной наводнения в Приамурье. Было затоплено 130 населенных пунктов.

Проверка на прочность

Количество паводков и ущерб от них удалось сократить только после строительства Зейской ГЭС с единственной в России контрфорсной плотиной и ввода станции в эксплуатацию в 1975 году. Однако природа не хотела так просто сдаваться. В 1984 году после затяжных дождей уровень воды в Амуре и Зее превысил 10-метровую отметку. Сильнейшее за более чем сто лет наводнение затопило территорию в 18 тыс. км2, где находились населенные пункты. Разрушений могло быть еще больше, если бы не плотина гидроэлектростанции.

Лето 2007 года стало очередной проверкой для Зейской ГЭС. В июле на реке Зея из-за обильных дождей начался аномальный паводок. Его называли крупнейшим за всю историю наблюдений. Буквально за 10 дней приточность выросла с 720 до 15 200 м3/с, что в девять раз превысило среднемноголетнее значение. При такой величине максимального притока максимальный расход через гидросооружения станции составил около 4700 м3/с. Таким образом ГЭС срезала пик паводка, сыграв роль буфера. Однако некоторые населенные пункты все же были подтоплены. «Если бы не было станции, то площадь затопления бы удвоилась. Именно ГЭС, построенная еще в советские времена, сдерживает эти колоссальные риски», – говорил в интервью журналистам предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

Большую роль в защите территорий Приамурья от наводнений играет и Бурейская ГЭС. До ее строительства история насчитывала десятки разрушительных паводков. Причем годы повышенной водности Буреи не всегда совпадали с аналогичными периодами Зеи. Из-за физико-географических условий расположения Бурея отличается большой скоростью набора воды во время муссонных дождей. Проект Бурейской ГЭС появился в 1973 году, а сама станция ведет отсчет своей работы с 2003 года. В этот же год еще недостроенная плотина приняла на себя основной удар разгулявшейся стихии. А новое водохранилище аккумулировало большую часть паводковых вод.
11-2.jpg Целая серия наводнений обрушилась на Амурскую область в 50-х годах. Именно они послужили толчком для возобновления гидрологических исследований и изучения створов в бассейне реки Амур. На фото: переулок Пушкина в г. Зее, наводнение 1953 года.

Сдержать беду

В середине июля 2013 года юг Дальнего Востока России подвергся небывалому наводнению, вызванному затяжными осадками на большой площади. Это привело к значительному увеличению уровня воды в реке Амур. Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд докладывал СМИ, что причина в «совершенно аномальной циркуляции воздушных масс над азиатской территорией России». Спрогнозировать такую ситуацию невозможно, говорят метеорологи: то, что дожди пройдут, было ясно за две недели, но что настолько сильные – предсказать было нельзя. По данным Росгидрометцентра, в июле в Амурской области выпало больше годовой нормы осадков, в других районах – более трехмесячной нормы. Сильные осадки были в верховьях рек Шилка и Аргунь, при слиянии образующих Амур, и еще в бассейне его российских притоков – Зеи и Буреи. На севере Китая в первую половину августа выпало в два раза больше осадков, чем обычно. В результате усилился сток по китайским притокам Амура – Сунгари и Уссури. Все это вызвало небывалый раньше приток воды и, как следствие, разливы рек и озер всего бассейна. К августу паводок обернулся настоящей катастрофой. Наводнение в 2013 году – самое масштабное в истории. Оно охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, общая площадь затопленных территорий составила более 8 млн км2.

В этой непростой ситуации гидроэнергетики сделали все возможное, чтобы сдержать пик паводка. Зейская и Бурейская ГЭС удержали в своих водохранилищах около двух третей вызванного аномальным паводком притока Зеи и Буреи (19,1 км), не допустив превращения стихийного бедствия в катастрофу. В водохранилище Бурейской ГЭС за июль и август было аккумулировано около пяти кубокилометров воды. А в водохранилище Зейской ГЭС – более восьми. Если бы не было этой станции, уровень воды в Зее был бы на шесть метров выше. И тогда человеческих жертв избежать бы не удалось.

Специалисты обеих станций сыграли огромную роль в благоприятном исходе паводка. Слаженная и грамотная работа команд позволила безошибочно действовать в экстремальной ситуации. Когда уровень верхнего бьефа Зейской ГЭС достиг абсолютного максимума за всю историю – 319,53 м, станция работала в режиме, отличающемся от прописанного в документах. Его согласовали регулирующие органы – Федеральное агентство водных ресурсов и Комиссия по ликвидации ЧС – на основании расчетов экспертов АО «Ленгидропроект» и АО «ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева». Разработанная учеными схема сбросов воды сверх турбинных позволила минимизировать нагрузку на гидросооружения станции и избежать подтопления нижележащих территорий. Если бы гидроэнергетики не проявили инициативу по изменению режима пропуска паводка, пришлось бы открыть все восемь затворов, что значительно усугубило бы последствия наводнения. Все это время специалисты службы мониторинга вели круглосуточное наблюдение за состоянием гидросооружений, не зафиксировав каких-либо проблем.

На Бурейской ГЭС водосбросы открыли в середине августа, когда приток достиг 5175 м3/с. По правилам, сбросы производятся при достижении отметки верхнего бьефа 254 м, но с учетом сложной обстановки гидроэнергетики «держали воду» до уровня 255,04 м. К концу августа гидрологическая ситуация стабилизировалась и водосбросы закрыли. Однако природа подготовила очередную порцию испытаний. В середине сентября прошли проливные дожди и приток к створу ГЭС начал расти. Появилась новая задача – завершить пропуск воды через плотину к началу заморозков и не допустить обледенения конструкций, и с ней гидроэнергетики тоже справились.

О роли ГЭС в борьбе с паводком 2019 года «Вестник» писал в ­сентябрьском номере.
IMG_9987.jpg После окончания паводка 2013 года, в период сработки водохранилища Зейской ГЭС до нужной отметки ударили морозы. Водяная пыль от работы водосбросов, замерзая, наледью ложилась на деревья.

Кстати

Наводнения на Дальнем Востоке связаны с летними муссонными дождями, которые идут с июля по сентябрь. Муссоны (от арабского mawsim – означает «сезон») – устойчивые сезонные воздушные течения, направление которых меняется летом с океана на материк, а зимой – с материка на океан. Летом муссон с Тихого океана приносит массы насыщенного влагой воздуха. Морские воздушные потоки смешиваются с континентальными, и вследствие этого в летний период выпадает большое количество осадков муссонного типа. Регионы России с муссонным климатом: Хабаровский, Приморский, Камчатский край, Сахалинская и Амурская области.