Игра в будущее

Как РусГидро растит новых Яблочковых и Кулибиных.

«Складной ветродвигатель для мобильной ветроэлектростанции», «Погружная микроГЭС», «Теплоаккумулирующая обувь для работы в холодном климате» и «Информационно-измерительная система для сбора и анализа метео- и геоданных» – эти разработки представили воспитанники кружков центров технического творчества РусГидро в рамках Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Работы, вызвавшие интерес специалистов, произвели фурор! Число желающих записаться в кружки резко возросло, и корреспондент «Вестника» тоже решил попытать счастья.

ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ

Начало центрам технического творчества молодежи положила программа развития кадрового потенциала «От новой школы – к рабочему месту», реализуемая холдингом с 2010 года. Тогда же, в начале 2010-го, в Черемушках появился кружок авиамоделизма – первая ласточка, с которой и началось развитие самих центров в регионах присутствия компании. 

– Сегодня наши центры действуют в Черемушках, Балакове и Волжском, – рассказывает директор Корпоративного университета гидро­энергетики Елена Аксенова.

– В их кружках и лабораториях технического творчества занимаются более 180 школьников. ­Таким образом мы помогаем ребятам погрузиться в инженерную деятельность, понять ее значимость в современном обществе, заинтересоваться точными науками. Довольны и родители, ведь их дети проводят свободное время с пользой, под руководством опытных наставников. Успехи ребят, их признание уже на всероссийском уровне – это главная награда для нас, и, конечно, холдинг будет создавать подобные творческие мастерские и в других регионах своего присутствия. 

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!

Недавно на Первом канале ученицы балаковского энергокласса Маша Донцова и Виталина Журавлева рассказали всей стране о своем изобретении – складном ветродвигателе, который может обеспечить электроэнергией в какой-нибудь глухой местности, например, отряд спасателей. На следующий день телефоны пресс-центра Саратовской ГЭС раскалились – звонили не только журналисты, но и родители юных Левшей и Кулибиных. Первые хотели узнать как можно больше об успехах изобретателей из кружка «Техническое конструирование, моделирование и патентование изобретений» центра технического творчества РусГидро в Балакове, а вторые – срочно отправить туда своих чад. 

Ажиотаж заразил и меня. Я срочно записалась на занятие в кружок: вдруг удастся раскрыть собственные технические способности и изобрести наконец что-то полезное? С этими благими намерениями я отправилась в Балаковский инженерно-технический институт, где в одной из аудиторий и проходят занятия. Но прежде чем предложить собственные идеи, решила приглядеться, чем же заняты изобретатели со стажем.

На деле все оказалось совсем иначе, чем представлялось. Вместо целой лаборатории странных приборов и толпы мастерящих что-то неведомое школьников – обычная аудитория. Всех входящих с улыбкой встречает руководитель кружка Николай Андреевич Устинов. И занятия с юными изобретателями ­вовсе не групповые, а индивидуальные. На каждого отведено полчаса, и этого, как поясняет преподаватель, вполне достаточно, чтобы проверить результаты самостоятельной домашней работы и поставить задачи на ближайшие дни.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Первой в аудиторию входит Женя Клюкина, недавно получившая «Патент на полезную модель» уникальной системы автоматического полива цветочных горшков (об этом «Вестник» писал в октябрьском номере). На очередное занятие Женя пришла с папой в надежде, что его знания физики станут хорошим подспорьем при решении очередной задачи. А задача совсем не проста. 

– В ближайшие дни тебе предстоит создать мембранный насос для системы полива, – говорит Николай Устинов. – Материал берем самый обычный. Например, баллон от папиного геля для ­бритья, пружинку от зонтика…

  Но у отца Жени уже есть решение: «В Интернете полно таких, можно купить!»

– Да, но тогда это уже не будет изобретением вашей дочери, – парирует Николай Андреевич. – Каким бы уникальным ни было изобретение, если его модель собрана из уже существующих и свободно продающихся узлов, на любой научно-технической выставке жюри и организаторы скажут вам лишь вежливое спасибо. А вот если модель сплошь из ниток и бумаги, но ребенок свободно рассказывает о принципе ее действия, поясняя, почему выбран картон именно такой плотности, – успех гаран­тирован. Женя внимательно слушает, задумывается, а папа спрашивает: «Провод нужно изолированный брать?» 

И тут же на листке бумаги втроем набрасывают примерную схему насоса, попутно обсуждая, из чего его можно соорудить. Николай Андреевич, кандидат технических наук и обладатель 40 собственных патентов, охотно делится опытом. В ход можно пустить все. Воздушный шарик, например, хорош для мембраны. А бумага – вообще универсальный материал, просто ее нужно хорошенько олифой пропитать, чтобы не разрушилась при взаимодействии с водой. Женя делает пометки в тетрадке, после чего Клюкины покидают ­аудиторию сильно озадаченными. Кажется, изобретательство – это совсем не так просто, как кажется поначалу... А вот Женин папа серьезному хобби дочери только рад: «Она и в детстве не больно-то с куклами играла, у нас больше машинок было…»

ТВОРЧЕСКИЙ ДУЭТ

Следующими на консультацию к Николаю Устинову являются балаковские «знаменитости» – Маша Донцова и Виталина Журавлева. В этот раз к ним присоединилась Лена Ковальчук, которая тоже ездила на форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Яро­славль. Всем им преподаватель дает похожие задания – подготовить работы для участия во Всероссийском водном конкурсе. А у творческого дуэта на повестке дня еще и подготовка заявки на получение патента, хотя их модель ветряка уже дважды была представлена широкой аудитории – на Всероссийском конкурсе ­научно-технического творчества молодежи «НТТМ‑2015» в рамках Московского международного салона образования и в Яро­славле – на Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России».

– Все у нас наоборот! – смеются девчонки. – Сначала изобрели складной ветродвигатель, а теперь будем документально подтверждать уникальность разработки. 

– Я и не думал, что из груды металлолома, без инструментов девчонки смогут хоть что-то ­соорудить, а они – раз-два, и готово! – с гордостью говорит ­Николай Андреевич. 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

После того как аудиторию покинули юные изобретательницы, на собеседование к Устинову пожаловала целая семья. Услышав об успехах юных изобретателей, родители балаковского восьмиклассника решили, что их отпрыску тоже стоит проявить свои таланты. Николай Андреевич расспросил молодого человека о его идеях и планах, а затем предложил поработать над проектом электрогенератора. Через неделю новичку предстоит выдать стоящую идею, а тем, кто уже давно посещает центр, – отчитаться о проделанной работе.

И хотя ничего особо выдающегося, казалось бы, сегодня не произошло, два часа пролетели незаметно. Секрет, видимо, в особой атмосфере рождения новых идей, бурного обсуждения, осознания того, что создается что-то особенное, по-настоящему полезное и нужное. Жаль только, что корреспондента «Вестника» в кружок не приняли. Не прошел по ­возрасту...

Вадим Галка, директор департамента по управлению персоналом и организационному развитию РусГидро:

– Создавая центры технического творчества, компания ставила перед ­собой цель вовлечь как можно больше ребят в инженерную деятельность, предложить интересное дело. Думаю, нам это удалось. Уже несколько воспитанников кружков наших центров получили патенты на свои изобретения. Это их первые серьезные достижения, и, конечно, мы будем следить за успехами ребят, организовывать их участие в различных технических смотрах и конкурсах, поддерживать различные программы развития технических компетенций талантливой молодежи.