По обеспеченности гидроресурсами Россия занимает второе место в мире после Китая, опережая США, Бразилию, Канаду. При этом страна использует лишь 20% своего гидропотенциала – это один из самых низких уровней в мире. Как было подмечено на круглом столе, инвесторы не торопятся вкладывать средства в развитие гидроэнергетики из-за пробелов в нормативном регулировании отдельных вопросов функционирования отрасли и избыточного регуляторного воздействия со стороны контрольно-надзорных органов.
Без определенного правового статуса
В современной истории России было создано несколько водохранилищ для целей гидроэнергетики, в частности Богучанское и Нижне-Бурейское. Реализация этих проектов не во всем проходила гладко из-за пробелов в системе нормативно-правового регулирования. Хотя наполненное водохранилище, согласно Водному кодексу, является объектом федеральной собственности, его правовой статус до наполнения водой юридически не определен, подчеркнул Николай Шульгинов. Это вызывает серьезные затруднения при проектировании, обустройстве и вводе в эксплуатацию водохранилища, а также при планировании затрат, формировании бюджетных заявок, организации финансирования и отчетности. Подготовка ложа водохранилища к наполнению должна полностью подчиняться требованиям градостроительного законодательства, считает Николай Шульгинов.Дорогой первый класс
Еще одной проблемой является риск пересмотра контрольно-надзорными органами класса опасности гидротехнических сооружений в период функционирования ГЭС. Повышение класса опасности уже находящихся в эксплуатации ГТС потребует дорогостоящей реконструкции. А в отдельных случаях, если проведение реконструкции технически невозможно, такое решение может привести к консервации или даже ликвидации ГЭС. Что, в свою очередь, приведет к изменению энергобаланса и цен на электроэнергию и мощность. Необходимо увязать основания и порядок назначения и изменения класса опасности гидротехнического сооружения с особенностями проекта и условиями эксплуатации гидроузла, считают в РусГидро. Также требуется упорядочить процесс освоения территорий в нижних бьефах ГЭС. Как отметили участники обсуждения, региональные органы власти не должны допускать застройку в зонах, где возможны подтопления во время половодья.Меньше, да лучше
Другой вызов – избыточность требований в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Правила в этой сфере требуют выполнения сложно реализуемых и дорогостоящих мероприятий по созданию инженерно-технических средств охраны ГТС, которые могут быть заменены более современными, эффективными и простыми решениями. Также предприятия гидроэнергетики вынуждены нести затраты по обеспечению защищенности объектов транспортной инфраструктуры, проходящих по гидротехническим сооружениям, – в первую очередь досмотра транспорта. Хотя выполнять эти функции по большому счету должны собственники инфраструктуры.Осетра не видели?
В советское время, в условиях плановой экономики и при наличии госсобственности как на ГЭС, так и на природные ресурсы, государство само определяло для себя «правила игры» – как и в какой форме возмещать ущерб окружающей среде. Как правило, это возмещение заключалось в создании разных рыбных хозяйств, которые должны были компенсировать возможные потери рыбопродуктивности водных объектов. При этом государство само определяло и допустимый (оптимальный) для себя уровень расходов, а также условия реализации таких мероприятий.Времена изменились, модель же оценки осталась прежней. Устаревшая методика не учитывает особенности функционирования ГЭС и тот факт, что водные ресурсы используются без изъятия – все это приводит к серьезному завышению оценки воздействия (притом что ущерб начисляется по восстановлению самых дорогих пород рыб, например осетров).
С учетом высказанных мнений по результатам круглого стола будет сформирован перечень рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего различные аспекты строительства и эксплуатации ГЭС. Такие шаги, по мнению участников круглого стола, снизят административные барьеры и повысят инвестиционную привлекательность гидроэнергетики.