Отключить от Сети

По статистике, около 60% российских детей пользуются Интернетом и всевозможными гадже­тами. Психологи говорят, что уход детей в виртуальный мир может негативно сказаться на их развитии и поведении. Сотрудники РусГидро специально для «Вестника» поделились советами воспитания своих детей без привязки к планшетам, смартфонам и компьютерным играм.

Совет №1. Воспитывать на собственном примере

Денис Зименс, начальник отдела управления персоналом Зейской ГЭС:

– Гаджеты и Интернет прочно вошли не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Мой шестилетний сын Рома не исключение. В свободное от детского сада время его очень интересуют компьютерные игры. Мы с супругой решили дозировать его увлечение. Завели в семье хорошую традицию: проводить время всем вместе за интеллектуаль­ными играми. Например, играем в «Барабашку» – она развивает не только внимание, память, мышление, но и быструю реакцию. Мы, взрослые, сами с удовольствием в нее играем. Также всей семьей любим шахматы, «Эрудит» и другие полезные игры. Если побеждает сын, ненадолго получает доступ к Интернету. И знаете, что мы заметили? Все чаще Рома предпочитает игры с нами, родителями, чем сидеть в Интернете в одиночку. Сына я стараюсь развивать и физически. Спорт, по моему мнению, – это преодоление себя и закалка характера. Поэтому еще одной традицией с недавнего времени для нашей семьи стали совместный бег и футбол на стадионе. Эти виды спорта улучшают не только физические, но и морально-воле­вые качества: развивают уверенность в своих силах, выдержку, дисциплинированность, внимательность. Закладывают ­долголетие трудовой и спортивной ­деятельности. После активных занятий на стадионе, если у сына еще осталось желание играть в компьютерные игры – ­пожалуйста, ему предоставляется такая возможность. По моему мнению, важно с детства показывать ребенку на собственном примере, как можно разно­образно и полезно проводить свой ­досуг.  (На фото "Денис Зименс старается разнообразить совместный досуг с сыном".) sheremet.jpg Елена Шеремет с мужем показывают дочке гидро-электростанции. 

Совет №2. Разделять интересы ребенка

Елена Шеремет, инженер ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева: 

– В нашей семье принято делать все вместе, разделять интересы друг друга и вести активный образ жизни. По­этому совместная деятельность и активная жизненная позиция – основа воспитания нашей дочки Ульяны. С самого раннего возраста Ульяна все ­делает с нами. При этом мы не только приобщаем ее к своим увлечениям, но и искренне интересуемся тем, что может увлечь ее. Например, много вместе рисуем, пробуем различную технику живописи. А в качестве материалов в ход идут не только карандаши, фломастеры и цветные ручки, но и соль и даже пена для бритья. Много лепим из пластилина, благо его сейчас столько видов, что в нашем детстве и не снилось. Недавно купили 3D-ручку – создаем совместные поделки. Любим вместе посещать музеи, театры; обожаем походы. Конечно, не обходится без нашего с мужем главного увлечения – профессии. Мы с супругом работаем во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, искренне любим свою работу и с малых лет приобщаем Ульяну к тому, чем занимаемся. Прежде всего мы показали дочке объекты, с которыми работаем. Когда Ульяна была маленькой, езди­­ли к папе в командировку на Смоленскую АЭС, затем на Бурейскую ГЭС. Когда дочка подросла, показали ей Саяно-­Шушенскую ГЭС. Станция произвела на ребенка неизгладимое впечатление! Приятно осознавать, что Ульяна разделяет наши интересы. Она с радостью приходит к нам на работу, активно участвует во всех мероприятиях, которые организуются в институте для детей. Например, ко Дню воды для выставки детского рисунка Ульяна нарисовала свою любимую ГЭС – ­Саяно-Шушенскую. 

Сегодня наша пятилетняя дочка и сама является инициа­тором разных активностей, просит, например, научить ее печь, вязать, варить. Нам не приходится придумывать различные способы, как оторвать ребенка от телевизора или планшета. Они у нас не запрещены, но ей просто некогда ими заниматься, ведь в мире столько всего интересного, что нужно узнать и где побывать!
Usova.jpg Саша Усов с удовольствием помогает маме в огороде.

Совет №3. Подарить «босоногое детство»

Галина Усова, инженер отдела материально-технического обеспечения ­Каскада ­Кубанских ГЭС:

– У меня два сына. Старший, Николай – студент 4-го курса ­Новочеркасского политехнического института, отличник, будущий инженер-релейщик. Ответственный, серьезный – мамина гордость! Младшему, Александру – 16 лет. ­Трудный возраст. К слову сказать, звонки от учителей о проделках ребенка и о его бурном отношении к жизни поступают мне каждый день. ­Характер и харизма – мои. Спорт, дополнительные занятия, ­патриотическое движение – все ему надо и интересно. Тут и бокс, и волейбол, и футбол. Ни одно школьное меро­приятие не проходит без моего Саши. И как же без виртуальной жизни – соц­сетей, Интернета, компьютерных игр, спросите вы? Все просто: быт определяет сознание. Мы живем в селе Балахоновское, что в 20 км от города ­Невинномысска. Цифрового Интернета в селе нет, 3G работает слабо. Зато есть огород в 40 соток и хоздвор с птицей и скотиной. А еще собаки. Вот он возвращается после школы, всех секций и дополнительных занятий, а дома еще куча дел по хозяйству. И тут уже включается мамин дар ­убеждения. Надо не только сделать уроки, но и помочь по дому, накормить животных; летом – поработать в огороде, ­зимой – убрать снег. А еще мы любим принимать гостей. Причем не только взрослых, но и ­детей. Часто у нас бывают одно­классники Саши. Вопрос, где отмечать чей-то день рождения, никогда не стоит – только в нашем доме. Шашлыки, ­купание в речке – все вместе и всем в радость. Вот времени на смартфоны, компьютеры и не остается не только у Саши, но и у его друзей. 28 мая у Саши был день рождения. Приезжаю домой с работы, а он с одноклассниками бегает – мокрые газеты сушит на веревках. Оказывается, готовятся к сражению в лазертаг – создают дымовушки. Я же бывший химик – подсказала, как лучше делать эти дымовушки. Так что главное – заинтересовать ­детей по полной программе, чтобы было у них «босоногое детство»: с ­лужами, прятками, купанием в речке и другими простыми ребячьими радостями. 

gorainova.jpg Сын Яны Горяиновой очень любит музыку.

Совет №4. Исполнять мечты

Яна Горяинова, лаборант химического анализа СМО и ГТС Новосибирской ГЭС:

– Я считаю, что занимать ребенка надо в тот момент, когда он освоил базовые умения: есть, ходить, говорить. Справился – пора искать занятие поинтересней. Дети – народ любопытный, поэтому важно предлагать что-то увлекательное. Когда ребенку исполнилось четыре года, мы отдали его в музыкальную школу. Вначале было фортепиано, потом добавился духовой инструмент – блокфлейта, в шесть лет еще и саксофон. В этом году дорастет до ударных. Все это с подачи прекрасных и заботливых педагогов. И конечно же, ко всему этому есть интерес у самого ребенка. Для общего развития ­малыш посещает ­хореографию и уроки ­английского. Последнее захотел сам, после знакомства с англо­говорящими приятелями в путешествиях. На отдыхе научился плавать и попросился в бассейн. Я считаю, что не стоит создавать ­запрет на гаджеты, чтобы не пробуждать к ним особенный интерес. ­Наоборот, надо ­использовать все в правильном русле. У нас и для планшета нашлось достойное применение. Ребенок увлекся робототехникой и программирует роботов с помощью ПО на планшете. Считаю, что нужно быть внимательным к своему ребенку, слышать его, помогать воплощать мечты. И тогда у ребенка не останется ни времени, ни желания на безделье со смартфоном в руках.