Шахматные партии

Один рабочий день главного диспетчера «Магаданэнерго».

Энергосистема Магаданской области – изолированная. При серьезной аварии или выходе из строя значимого оборудования помочь жителям региона некому, поскольку нет связей с другими энергосистемами. И эта особенность делает работу колымских диспетчеров без преувеличения ювелирной. Наш корреспондент убедился в этом, проведя один рабочий день с главным диспетчером ПАО «Магаданэнерго» Виктором Ковалем.

СОВЕЩАНИЕ – ПЛАНЕРКА –СОВЕЩАНИЕ

Виктор Николаевич Коваль возглавляет центральную диспетчерскую службу, «мозговой центр» управления всей энергосистемой Магаданской области и энерго­объектами Чукотки, уже 14 лет.

8:20 Рабочий день начинается традиционно – с оперативного совещания на центральном диспетчерском пункте. Здесь присутствует не только дежурная смена диспетчеров, но и главный инженер «Магаданэнерго» и его заместители.

– Докладываю оперативную обстановку, – говорит дежурный диспетчер. – Сегодня в 7:13 утра произошло отключение линии ВЛ 110 кВ Ягодное – Утиная в Ягоднинском районе с прекращением электроснабжения поселков Берзина, Сеймчан и Верхний Сеймчан. После выполнения оперативных переключений потребители были включены в 7:40. Был отключен поврежденный участок ВЛ 110 кВ Таскан – Утиная. Организовывается выезд бригады линейщиков «Восточных электрических сетей» для поиска и устранения повреждения.

После доклада дежурного Виктор Коваль сообщает главному инженеру, какие действия были оперативно предприняты. И хотя жители района не пострадали, энергетикам есть что обсудить: какие перетоки пустить по резервным линиям, какие меры принять для повышения надежности электроснабжения.

– Безаварийной работы! – желает Коваль коллегам, а сам уже спешит на планерку к генеральному директору «Магаданэнерго». Здесь разбирают экстренные случаи, но чаще всего (и сегодня не исключение) обсуждают текущие вопросы.

– Основное свойство любой энергосистемы – баланс потребляемой и вырабатываемой мощности, который нужно контролировать ежеминутно, – поясняет ­Виктор Николаевич. – Даже при небольшом росте энерго­потребления это отклонение должно быть немедленно компенсировано загрузкой работающих генераторов для того, чтобы сохранить баланс.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ

10:15 В подчинении у главного диспетчера две службы – электрических режимов и диспетчерская. После утренней планерки у гендиректора он идет на экспресс-совещание со своими службами, где получает от подчиненных ежедневный анализ работы энергосистемы за прошедшие сутки, вместе они решают текущие вопросы.

Наконец Виктор Николаевич возвращается на свое рабочее место. Оно напоминает пульт в центре управления полетами: диспетчерский щит и компьютер со специальными программами, контролирующими параметры работы энерго­системы, телефон с прямыми каналами связи со всеми объектами энергетики в области и несколько справочников. На столе – сводки, отчеты, приказы, стопка профессиональных журналов: «Оперативное управление в электроэнергетике», «Энергетик», а также местные газеты. А еще в кабинете Коваля всегда работает радио, чтобы быть в курсе последних новостей.

3_zayavki_L.jpg Важная часть работы главного диспетчера – рассмотрение заявок от электростанций и электрических сетей на вывод оборудования в ремонт. 11:30 Главный диспетчер вновь отправляется на совещание. В этот раз – с Объединенным диспетчерским управлением энергосистемами Востока. Еженедельно главные инженеры или диспетчеры докладывают оперативную обстановку по своим регионам.

– ­«Магаданэнерго», – включается Коваль. – По происшествиям. Произошло отключение линии ВЛ-110 Ягодное – Утиная из-за повреждения на участке ВЛ Таскан – Утиная. Линия обеспечивает энергоснабжение района с численностью 2,5 тысячи человек. Время отключения – 27 минут. Прогноз погоды в регионе: температурный режим – от –20 ºС в Магаданской области до –45 ºС в Оймяконском улусе Якутии. Штормового предупреждения нет.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

13:30 После обеда Виктор Николаевич рассматривает заявки от предприятий «Магадан­энерго« и Чукотки на разрешение вывода оборудования в ремонт.

– Без диспетчерской службы электростанция не сможет принять решение остановить генератор, а сети – вывести в ремонт ЛЭП, – говорит ­Коваль. – Нужно сначала спрогнозировать и отрегулировать распределение нагрузки по сетям, рассчитать ре­жимы.

На компьютере главного диспетчера установлен программный комплекс автоматизированной системы управления ремонтами энергетического оборудования (АСУРЭО), который помогает создавать, согласовывать, просматривать диспетчерские заявки на вывод в ремонт ЛЭП и энергетического оборудования. Две заявки Коваль подписывает сразу: вывод двух линий 35 кВ не окажет никакого влияния ни на потребителей, ни на энергосистему в целом. Но третья заявка нуждается в подробном рассмотрении и требует консультации со службой релейной защиты, электроавтоматики и метрологии. Специалисты непрерывно контролируют состояние всех элементов электроэнергетической системы и реагируют на возникновение повреждений и ненормальных режимов работы. Возможно, придется скорректировать график ремонтных работ.

– Работа главного диспетчера похожа на шахматную партию, – подбирает меткое сравнение Виктор Николаевич. – Первые ходы, дебют стандартны, типичны, а уже эндшпиль мы должны тонко и точно рассчитать, чтобы выиграть. А значит – не подставить под удар потребителя и всю область.

Действительно, чтобы возглавлять такую службу, нужно обладать «шахматным» умом. Недаром учитель и наставник Коваля, главный диспетчер «Магадан­энерго» в 1970–1980-х годах Александр Сычев был одним из лучших шахматистов ­Магаданской области.

Koval'_shema_2_L.jpg Виктор Коваль перед схемой электроснабжения Магаданской области.

ПОГОДА – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

15:30 Сегодня пятница, а значит, нужно особенно внимательно отнестись к прогнозу погоды на выходные. Главному диспетчеру регулярно приходит не только информация о происшествиях и малейших изменениях в напряжении на линиях и подстанциях, но и оперативные сводки от Колымского управления гидрометеослужбы и МЧС. Оказывается, в ближайшие два дня прогнозируют метель в Ольском районе, где расположены ЛЭП и подстанции в зоне ответственности «Магадан­энерго».

– В таких случаях мы сверяемся с таблицей критериев, – говорит Виктор Николаевич. – По нашим расчетам, предполагаемая метель с силой ветра 16 метров в секунду не окажет влияния на безопасность оборудования. Отключений по вине ветра (из-за схлестывания проводов, падения опоры и прочего) не должно произойти. Если сила ветра была бы 21 и более метров в секунду, диспетчерское управление могло бы ввести режим повышенной готовности. Также были бы отменены все плановые работы на линиях. В таких случаях накануне выходных и в праздники создаются дежурные бригады, готовится резервное оборудование. И каждые три часа дежурные диспетчеры докладывают в информационно-аналитический центр оперативную обстановку о состоянии энергообъектов на территории области.

16:00 Наконец Коваль подключается к еще одному проекту, требующему пристального внимания. Это подготовка годового баланса для утверждения энерготарифов на 2018 год. Работу ведет служба электрических режимов совместно с департаментом экономики «Магаданэнерго». Уже в апреле документ будет направлен в правительство ­Магаданской области. Сложность его подготовки состоит в том, что необходимо тщательно проанализировать электро­потребление и другие составляющие за предыдущие годы по месяцам.

17:50 Рабочий день подходит к концу, и Виктор Николаевич отправляется в гости к ветерану «Магадан­энерго», своему наставнику и бывшему руководителю Анатолию Гущину. Этот человек – просто кладезь уникальных знаний.

– Опыт ­профессионала играет важную роль, несмотря на прогресс и модернизацию, – уверен Коваль. – Ведь главное в энергетике – все‑­таки специалисты, способные стратеги­чес­ки мыслить. ­Чтобы наши шахматные партии всегда были выигрышными.

Центральная диспетчерская служба и служба электрических режимов прогнозируют уровень потребления и планируют объемы генерации, задают графики нагрузок работы электрических станций: Магаданской ТЭЦ, Аркагалинской ГРЭС (входят в ПАО «Магаданэнерго»), Колымской (ПАО «Колымаэнерго») и Усть-Среднеканской ГЭС (АО «Усть-Среднеканская ГЭС»), определяют нормальные и ремонтные режимы работы энерго­системы. Все проекты по реконструкции энергообъектов и техническому присоединению новых потребителей также согласовываются со службой и непосредственно с главным диспетчером.

Кроме того, диспетчерская служба «Магаданэнерго» рассматривает заявки на вывод в ремонт оборудования Билибинской АЭС (Чукотка) и электрических станций АО «Чукотэнерго» (Чукотская ТЭЦ, Анадырская ТЭЦ, Эгвекинотская ГРЭС).